Интервью с девятикратным чемпионом мира в преддверии ралли Сафари.
Третий старт Себастьена Лёба из запланированных в этом году пришелся на ралли Сафари – гонку, в которой эльзасец выступал всего один раз, да и то 20 лет назад, когда она выглядела совершенно иначе. Перед стартом девятикратный чемпион мира по ралли побеседовал с корреспондентом AUTOhebdo, сравнив современную редакцию кенийского этапа с прежней и поделившись своими планами на гонку.
Когда в начале сезона возникла идея проехать за рулем Puma Rally1 несколько этапов, было ли ралли Сафари в списке твоих пожеланий, или же выбор на эту гонку пал в силу того, что она подходит под ваши рабочие графики?
Себастьен Лёб: Хотя мне и в самом деле очень приятно вернуться на это ралли спустя длительное время его отсутствия в календаре и после моего единственного в нем старта (в 2002 году), изначально оно в мой список не входило. Но в какой-то момент мы решили, что проедем ряд определенных этапов, а это значит, что нам следовало выбрать те из них, которые лучше всего отвечают желаниям и возможностям каждого из нас.
Всякий раз, как ты говоришь о ралли Сафари, кажется очевидным, что эта гонка оставила у тебя хорошие воспоминания...
Себастьен Лёб: Они действительно очень хорошие, это так. И дело не только в самой гонке. Скажем, во время ознакомления мы с Даносом (Даниэль Элена, бывший штурман Лёба) пережили ряд довольно необычных происшествий.
Полагаю, сегодня формат гонки сильно отличается от того, что мы ехали тогда. Ралли Сафари стало больше походить на классический этап, тогда как в прошлом мы преодолевали спецучастки, протяженность которых порой превышала сотню километров. Было ли больше дикой фауны? Не знаю, но на ознакомлении – где наш автомобиль сломался – мы увидели и обезьян, и гепардов, и многих других животных.
Воспоминания, быть может, не самые приятные, но точно на всю жизнь. В тот раз механикам потребовалось очень много времени, чтобы добраться до нас. Телефонной сети не было, средств связи у нас не было, мы находились в какой-то глуши... знаете, такое случается не каждый день. Я навсегда это запомнил, и сегодня мы вспоминаем об этом со смехом.
Был в ралли Сафари какой-то свой дух приключений, совершенно не похожий на то, с чем сталкиваешься на других этапах.
Да, сегодня этот этап принял стандарты, единые для остальных ралли из календаря WRC, но нет ли ощущения, что какие-то свои особенности – в части окружающей среды или характера дорог – он, все-таки, сохранил?
Себастьен Лёб: Я посмотрел несколько видео; мне показалось, что это ралли по-прежнему выделяется из остального ряда. Не в каждой гонке увидишь, как зебры перебегают дорогу перед твоим автомобилем. Такие вещи в том числе сохраняют дух ралли Сафари.
Что же до характера дорог, то эта гонка не порадует лучшими спецучастками на свете. Поскольку маршрут иногда пролегает по пустошам, организаторы ставят в отдельных местах большие камни, чтобы задать какие-то границы дороги и предотвратить срезки. Выглядит не очень естественно, и, к тому же, иногда камни скрыты травой. А еще тут есть феш-феш (мелкодисперсный песок), который запросто может проникнуть в машину... в общем, если формат гонки теперь стал классическим, она всё равно сохраняет свой особенный характер.
В отличие от ралли Монте-Карло или этапа в Португалии, здесь тебе придется изучать маршрут гонки заново. Как это повлияло на процесс подготовки?
Себастьен Лёб: Всегда сложнее, когда другие эту гонку уже ездили, а ты – нет; приходится начинать с нуля. Ситуация малоприятная, но рано или поздно мне пришлось бы с ней столкнуться, учитывая, что я не гонялся годами. Я физически не могу знать те гонки, которые никогда не ездил! /смеется/ Так не бывает. На ралли Сафари я вновь столкнусь с той же ситуацией, что и в Турции в 2020-м. Тогда мне пришлось начинать с чистого листа – и вышло очень даже неплохо (Себ закончил первый день лидером).
Может ли специфика Кении как-то смягчить нехватку знаний о местных дорогах?
Себастьен Лёб: Я думаю, что это как раз та гонка, где очень важен правильный ритм. Ряд гонщиков обязательно примет очень резкий старт, и, хотя совершенно ясно, что в WRC точно нельзя спать в оглоблях, я могу судить по видео, что на спецучастках хватает опасностей, возможностей для проколов, больших кочек, на которых можно сломать машину... Нам, как обычно, придется атаковать, но риск ошибки и больших потерь времени здесь определенно выше, чем где бы то ни было.
Как, по-твоему, проявит себя гибрид на африканских спецучастках?
Себастьен Лёб: Нисколько не сомневаюсь, что у нас будет больше мощности на выходе из поворотов. А вот на техничных секциях гибрид будет не столь полезен. Но вообще я с самого начала сезона не задаюсь этим вопросом. Я использую гибрид, потому что он установлен в нашей машине, и меня мало волнует то, как он работает – до сих пор всё шло неплохо, так что мы будем продолжать в том же духе. В любом случае, он исполняет ту же роль и на других машинах в канале, так что мне всё равно.
Страдал ли ты от жары в Португалии и беспокоит ли тебя вопрос высоких температур в машине применительно к ралли Сафари?
Себастьен Лёб: Так получилось, что в Португалии мы гоняли преимущественно утром (Лёб сошел с дистанции дважды, и в обоих случаях это произошло на утренних секциях). Температура была сносной, но в этих машинах действительно жарковато, это правда. Если в Кении будет жарко, нам придется очень нелегко. Особенно ярко проблема проявится на закрученных спецучастках, где больше борешься с машиной, и у тебя нет скорости, которой хватит для вентиляции. На быстрых секциях проблем не будет.
M-Sport не проводила тестовых сессий специально под ралли Сафари. Может ли это стать причиной для беспокойства?
Себастьен Лёб: Да не особо. Puma хорошо проявила себя на португальских дорогах. Быть может, в Кении спецучастки пожестче, но настройки будут примерно теми же, так что всё должно быть в порядке. Это вопрос пружин, амортизаторов и клиренса.
Какую цель ставишь перед собой на гонку?
Себастьен Лёб: Это всегда самый сложный вопрос. Первым делом я постараюсь нащупать правильный ритм. В Монте-Карло получилось неплохо. В Португалии я тоже ехал хорошо. Это воодушевляет; стало быть, я понимаю, как пилотировать этот автомобиль. Кроме того, мы можем извлечь выгоду из лучшей, чем в Порту, стартовой позиции, так что я надеюсь оказаться в числе лучших.