«Меня увлекает испытание "Ле-Маном"». Ожье о своем предполагаемом будущем
2021-08-11 22:29
Несмотря на неоднократно подтвержденное желание завязать с карьерой профессионального раллиста в конце этого года, лидер чемпионата мира пока не определился с будущим.
Как известно, нынешний сезон станет для Себастьена Ожье последним в карьере: дальше француз будет появляться в WRC лишь от случая к случаю. Сейчас Себ увлечен гонками на выносливость – именно туда он намерен податься после ухода из большого ралли – но отдает себе отчет в том, что ему придется пройти через непростой процесс обучения. Именно этому было посвящено интервью с корреспондентом AUTOhebdo, перевод которого и предлагается ниже.
Себ, можно ли утверждать, что последние несколько месяцев вновь заставили вас порадоваться тому, что вы пока остаетесь в чемпионате мира по ралли?
Себастьен Ожье: Не уверен, что можно говорить только о нескольких последних месяцах. Из-за ковида все мы пережили непростой 2020 год. Справедливо будет сказать, что я в целом стал получать больше удовольствия от происходящего с тех пор, как оказался за рулем Yaris WRC (Себ выступает за Toyota с 2020 года). В команде отличная атмосфера, мы хорошо сработались. Так что да, я и в самом деле чувствую себя расслабленнее и получаю удовольствие от борьбы в таком окружении.
Но усталость всё еще чувствуется?
Себастьен Ожье: Временами. Иногда я обнаруживаю, что события развиваются недостаточно быстро. Мы никогда не скрывали, что первые дни ралли – в частности, процесс ознакомления – несколько затянуты. Это утомительное занятие, чисто рутинная работа, интересного тут мало.
Впрочем, сейчас всё хорошо. Какое-то время назад я принял решение двигаться дальше, и мне вполне комфортно с этим выбором. У меня нет времени задаваться вопросом, действительно ли это подходящее время для ухода. Как и все остальные, я хорошо понимаю, что с отказом выступать в WRC с полноценной программой мне в чем-то будет сложнее, и я буду скучать по каким-то вещам.
Прежде, чем говорить о завершении карьеры, ответьте на такой вопрос: как вам удается поддерживать прежнюю мотивацию, это желание побеждать, которое порой выливается в выдающиеся результаты на спецучастках? В чем секрет?
Себастьен Ожье: Наверное, в том, что я никогда не относился к пилотам, готовым рискнуть всем ради хорошего результата на спецучастке... а сейчас и подавно стараюсь не рисковать, если не уверен, что это имеет смысл. Если я и рискую, то лишь потому, что контролирую ситуацию. Впрочем, бойцовский характер никуда не делся – и вряд ли это изменится. Я выхожу на старт, чтобы выигрывать. Уверен, что так будет и впредь.
Теоретически до конца сезона остается пять этапов. Учитывая комфортное лидерство в личном зачете чемпионата, изменит ли это ваш подход в борьбе за восьмым титулом?
Себастьен Ожье: Да, надо признать, что сейчас мы с Жюльеном (Инграссиа, штурманом) занимаем в чемпионате хорошую позицию. Приятно иметь хороший задел. Однако речь по-прежнему идет об автоспорте, так что расслабляться не время. Наилучшим решением, видимо, будет продолжать в том же духе.
Эстония показала, что отрыв от соперников в личном зачете серии не требует от меня прыгать выше головы без необходимости. Важнее будет сохранить разумный подход к гонкам, чтобы удержать лидерство до ноября. Впрочем, страховаться на оставшихся пяти этапах я тоже не хочу. Я еду на гонку за победой, так что в оставшейся части сезона буду полагаться на свои ощущения. Буду уверенно чувствовать себя за рулем – буду бороться, чтобы к финалу выиграть как можно больше этапов.
А разве титул – не самое главное? Вы боретесь за корону или готовы ввязываться в дуэли за секунды на спецучастках?
Себастьен Ожье: Ну ведь борьба на допах по-прежнему приносит мне большое удовольствие – это же самое интересное. Хотя всё зависит от множества разных факторов. Скажем, в Эстонии условия были не самыми сложными, но игра не стоила свеч. Даже если подиум лучше четвертого места, я в состоянии придушить свое эго и смириться с этим. Несмотря ни на что, приоритетным для меня остается чемпионат. Именно за него мы боремся на каждом этапе, стараясь набирать очки. Нужно помнить об этом, начиная борьбу за победу или подиум.
Давайте представим, что на дворе 2022-й. Вы – приглашенный пилот на отдельных этапах – если они вообще проводятся. Учитывая всё, что вы только что сказали о чемпионате, какой будет ваша мотивация в разовых стартах?
Себастьен Ожье: Поскольку я склонен жить настоящим, не загадывая наперед и не оглядываясь назад, я еще не задавался таким вопросом. Очевидно, однако, что подход не будет тем же, что и сегодня.
Мы, без сомнения, будем рассчитывать на победу, стараясь получать удовольствие от езды. Даже если задачи будут другими – то есть, речь не о борьбе за чемпионат, но за победы – удовольствие, о котором я говорил, останется прежним, коль скоро нам будет сопутствовать успех.
Частичная программа выступлений на отдельных этапах всё равно потребует от вас выкладываться по полной. Готовы к этому?
Себастьен Ожье: Понятно, что от нас потребуется какой-то минимальный вклад. Если я буду приезжать на уик-энды без подготовки, толку будет немного... но, опять же, я пока никаких планов не строю. В любом случае, сегодня работа с техникой для пилота весьма ограничена и предусматривает один тестовый день на одно ралли. Думаю, с этим я справлюсь.
Кроме того, я полагаю, что автомобили нового поколения станут открытием для всех участников чемпионата. Я много лет непрерывно выступал в WRC; даже несмотря на то, что совсем скоро перерывы между гонками для меня увеличатся, я надеюсь, что не слишком быстро растеряю свой нынешний темп.
А не боитесь, что, проводя много времени дома, столкнетесь с проблемой отсутствия мотивации, будете активно изучать видео, готовиться?
Себастьен Ожье: Нет. До сих пор же этого не делал!
На гонках я выкладываюсь на 100%, но между ними я не провожу какую-то особую подготовку, так что не думаю, что что-то упущу. Я, впрочем, поддерживаю себя в физической форме и других областях. Тем не менее, если я буду стартовать в WRC от случая к случаю, то не исключено, что мне будет сложнее, так как новые Rally1 будут мне незнакомы.
Получится ли у меня ехать столь же быстро, как и сегодня? Таким вопросом я не задавался, потому что, признаться, не имею ни малейшего представления о том, каким для меня будет сезон-2022. Это вообще сложный вопрос. Если в том, что полный сезон WRC я ехать больше не хочу, я уверен, то с тем, чем я действительно хочу заниматься, мне еще предстоит определиться. Я сам пока не понял. У меня еще есть какое-то время, чтобы выяснить это.
Говоря о будущем, вы часто упоминали «24 часа Ле-Мана». Что привлекает вас в этой гонке?
Себастьен Ожье: Мне кажется, что гонки на выносливость – это дисциплина, автомобили в которой весьма эффективны и приятны в пилотировании. Кроме того, мне кажется, что суточный марафон – это очень весело. Вместе с тем, я считаю, что серия переживает хороший период. В одной категории будут представлены несколько производителей, так что в ближайшие годы следить за серией будет весьма интересно. В общем, есть масса факторов, которые делают этот проект привлекательным.
А ваш опыт в кольцевых гонках? Он предельно скромен, помните об этом?
Себастьен Ожье: Да, мне многому придется научиться, но я не думаю, что это невыполнимо. Я как-то уже говорил об этом, и повторю еще раз: мне еще предстоит доказать, что я способен выйти на тот уровень, которого будет достаточно для места в команде Toyota. Не хочется быть просто балластом.
Кроме того, я прекрасно понимаю, что в отсутствие у меня способности принести результат, в Toyota не возьмут меня в команду только ради того, чтобы сделать мне приятное. Как видите, здесь много неопределенностей... впрочем, меня это не напрягает. Я не считаю, что во что бы то ни стало должен принять участие в марафоне уже в следующем году. Если потребуется время на тесты или тренировочные гонки, не относящиеся к «Ле-Ману», то я готов.
Я никуда не тороплюсь. Я предпочту потратить чуть дольше времени, чтобы как можно лучше подготовиться, даже если это означает, что на «Ле-Ман» я отправлюсь годом позже. Мысленно я уже там. Много неопределенного, конечно, но я сделаю всё возможное, чтобы это произошло. Получится – отлично. Не получится – жизнь на этом не закончится.
Уже составили какой-то график на пути к этой цели?
Себастьен Ожье: На текущий момент для меня запланированы только тесты в ноябре, этакий оценочный тест. До этого нужно втиснуть в свое расписание несколько визитов в Кёльн, чтобы отработать на симуляторе, готовясь к ноябрьским тестам.
Это будет первым шагом, который даст ответы на часть вопросов. Таким образом я получу представление о собственном уровне и о том, смогу ли я очутиться за рулем машины в следующем году или нет. Я понимаю, что это лишь первые тесты, которые не дадут очевидного ответа – во всяком случае, мне так сказали. Большего я вам поведать не могу. Не знаю, как они меня оценят.
Если с Toyota не выгорит, интересно ли вам будет попробовать силы в категориях рангом пониже? Не факт, что вы сможете бороться там за победы или хотя бы за подиум...
Себастьен Ожье: Мне будет интересно – потому что это полностью отличается от ралли. Как уже говорилось, многолетнего опыта выступлений в кольцевых гонках у меня нет. Так почему бы не сесть за руль и не накопить этот опыт, попутно научившись чему-то новому?
Не рассматривали другие дисциплины, которые, быть может, потребуют меньше времени на адаптацию?
Себастьен Ожье: Вообще-то другие серии меня не привлекают. Впрочем, никогда не говори «никогда»: я не исключаю каких-либо вариантов – просто сейчас мне не хочется. Меня увлекает испытание «Ле-Маном». Посмотрим, что получится. Если не выгорит, то я смею надеяться, что достиг в автоспорте достаточно, чтобы попробовать что-то другое.
Сейчас вы сосредоточены на «Ле-Мане». Речь о разовом старте или о начале полноценной многолетней карьеры в гонках на выносливость?
Себастьен Ожье: Я не рассматриваю это как разовый старт. Если бы всё затевалось только ради того, чтобы сесть за руль, эффективность этой идеи была бы минимальной. Я хочу всё сделать как следует.
Вообще же, отвечать на эти вопросы пока слишком рано. Я не вижу всей картины, так что мне сложно ответить. Давайте выждем какое-то время и посмотрим, к чему приведет первый контакт к этой дисциплиной. Быть может, подождем и возможной первой гонки. Может, всё будет совсем не так хорошо, как я себе представляю. Может, всё будет даже лучше – и это побудит меня заняться этим плотнее?