Ралли

Легендарное приключение: как Грязин в Rallylegend стартовал

Николай Грязин и Петер Туль, Lancia Delta Integrale 16V, Rallylegend 2023/Фото: Key Sport
Фото: Key Sport

В середине октября Николай Грязин стал первым гонщиком из России, вышедшим на старт самого, пожалуй, масштабного исторического ралли в мире – Rallylegend.

В промежутке между двумя стартами на этапах чемпионата мира – ралли Чили и Центральноевропейским ралли – российский раллист в третий раз за карьеру стартовал в Сан-Марино. Правда, на этот раз речь шла не о ралли Сан-Марино, которое Николай выигрывал дважды (в 2022-м и 2023-м), а о культовом Rallylegend, историческом мероприятии, давно ставшим своеобразной Меккой для фанатов ралли.

На старт исторического ралли Грязин вывел легендарную Lancia Delta Integrale, предоставленную итальянской командой Key Sport, обычно обслуживающей Луиджи «Лаки» Баттистолли. Справа от Николая на этой гонке расположился Петер Туль – промоутер чемпионата мира по ралли. Сам штурман в прошлом, немец неоднократно (до этого года – восемь раз) принимал участие в Rallylegend, и на этот раз подговорил на новое приключение Николая.

Николай Грязин и Петер Туль, Lancia Delta Integrale 16V, Rallylegend 2023
Фото: facebook.com/gryazin.nikolay

После заключительного этапа чемпионата мира – ралли Япония – мы побеседовали с обоими членами необычного экипажа, разузнав подробности этого неожиданного выступления.

«С Петером меня познакомил мой менеджер, – рассказывает Николай. – Мы видимся время от времени, иногда ужинаем во время гоночных уик-эндов. Если честно, я не планировал ехать на эту гонку, но вот у Петера была такая идея. Он неоднократно проезжал Rallylegend и как-то сказал мне, что было бы здорово стартовать там.

Мы в шутку предложили: "А поехали! Нужно только найти какую-то машину", а он ответил: "Ну, если вы готовы, то поехали". И в итоге он действительно взялся за это, всё организовал и нашел нам машину. Решили, что так и поедем: я в руле, он – в правом кресле».

«Я познакомился с Николаем несколько лет назад и сразу понял, что он очень талантливый и быстрый гонщик, – добавляет Туль. – В 2019-м он выиграл ралли Финляндия в WRC 2, а нужно быть очень смелым пилотом, чтобы стать там первым. К тому же, он очень симпатичен мне в человеческом плане, так что мы регулярно общались.

Фото: facebook.com/gryazin.nikolay

На ралли Мексика у нас возникла идея проехать вместе какое-нибудь ралли. В прошлом я несколько раз проезжал Rallylegend, и сказал ему: "Слушай, мы должны попытаться заполучить Lancia. Потому что Rallylegend – это Италия, а Lanica – культовый исторический автомобиль, это будет отличный опыт. С машиной всё получилось, так что мы решили стартовать. Вышло очень весело».

Необычная машина из прошлого пришлась Николаю по нраву. Автомобиль Баттистолли-старшего приятно порадовал нашего гонщика большой мощностью, комфортными ощущениями от езды и, собственно, легким налетом ретро.

«Насколько я понимаю, машину нам обеспечили организаторы соревнования и команда Key Sport, – объясняет Николай. – Не то, чтобы я выбирал сам – тут что дали, тому я и рад. Мне досталась Lancia Delta группы A из-под Луиджи Баттистолли.

Автомобиль оказался на удивление очень хорош. Да, у него не такая подвеска, как у Rally2 – и это было ожидаемо – но она явно не стандартная, и уровень доработок очень крутой. Lancia очень мощная, у неё мощный гидроусилитель, очень легкий "ручник" при желании можно очень легко давать "пятаки". Машина очень комфортная для езды – особенно после Rally2: адаптироваться было очень легко, да и ощущения от прыжков неплохие.

Lancia Delta Integrale 16V Николая Грязина и Петера Туля, Rallylegend 2023
Фото: Giuseppe Ricci

А вот к чему было сложно привыкнуть – так это к огромной турбояме. Вообще с этой машиной следует работать очень плавно, потому что в этой гонке на ней даже колеса были "историческими", и когда я начинал чуть агрессивнее закладывать в повороты, колесо иногда могло просто уйти с диска. Ну, машина, всё-таки, старая, ездить на ней так же жестко, как на Rally2, просто нельзя.

В целом же автомобиль оставил очень прикольные ощущения – в особенности, от того, что внутри всё осталось как в те времена – вплоть до такой забавной шторки, с помощью которой открывается воздухозаборник сверху. Ну и вообще это ощущение, запахи внутри машины, постоянный бензин в носу... мне было очень приятно. Ну и коробка – переключался я со сцеплением, вроде бы кулачковая. В общем, классная тачка».

«Подсадив» в правое кресло нового штурмана, Николаю пришлось на время сменить и язык стенограммы. На Rallylegend Грязину впервые пришлось работать со стенограммой на английском. Петера, в свою очередь, порадовал высокий профессионализм российского раллиста.

Николай Грязин и Петер Туль, Lancia Delta Integrale 16V, Rallylegend 2023
Фото: facebook.com/gryazin.nikolay

«Это была моя первая гонка на англоязычной стенограмме, – говорит он. – Перед стартом мне пришлось переработать мою систему под английский, потому что, к сожалению, не всё можно перенести из русского языка.

Мне очень понравился подход Петера: чувствовалась старая школа, многие вещи, которые мы привыкли делать с помощью Google, GPS и тому подобным сервисам, он делал с помощью бумажной карты и дорожной книги – так четко, как настоящий штурман из прежней эпохи.

Забавно также, что "историческое" ощущение сохранялось и в гонке: к примеру, у нас в машине были рации, и мы постоянно были на связи с сервисом на случай каких-либо неполадок».

«Николай – не только хороший человек, но и большой профессионал, – добавляет Туль. – Он очень зрелый гонщик, он постоянно сосредоточен, очень внимателен к деталям и дисциплинирован. Именно поэтому он так быстр. Думаю, у него есть всё для того, чтобы пойти дальше, как гонщику. Он весьма профессионально относится к ралли.

Николай Грязин
Фото: facebook.com/gryazin.nikolay

В гонке понравилось, как он контролирует автомобиль, с ним я чувствовал себя комфортно. Николай очень уважительно относился к машине, мы ехали очень быстро, и мы также весьма обстоятельно провели ознакомление. Он впервые ехал с английской стенограммой, которую, к тому же, ему читал немец, давно не стартовавший в ралли – я не делал этого несколько лет.

Я был удивлен, насколько хорошо у нас получилось. У меня возникли некоторые проблемы, потому что у себя в Германии я привык к градации от одного до восьми, а тут была схема от одного до пяти – и я, должен признать, иногда мог потеряться на спецучастке. Но для Николая это проблемой не было, и в конечном счете получилось очень хорошо. Думаю, если когда-нибудь соберемся проехать вместе еще, я подготовлюсь получше!

Было очень весело и было приятно видеть, с каким уважением он относится к технике, ведь речь идет о легендарной машине группы А, которая так сильно отличается от его привычного автомобиля. Он очень быстро адаптировался и ехал быстро и безопасно».

Николай Грязин, VW Polo GTI R5
Фото: Red Bull Content Pool

В то время как техническая составляющая нашего пилота порадовала, само мероприятие оставило у него смешанные впечатления. Быть может, причиной тому стало то обстоятельство, что в Сан-Марино Николай выступал в «свободном» классе, где не велся хронометраж.

«Как мероприятие Rallylegend – очень классная гонка, особенно с точки зрения болельщика, – сказал Николай. – Мы ехали в группе Star, где время не засчитывается. И в нашем случае постоянно могли возникать огромные задержки, а иногда тебя могли посеять с тридцатисекундной разницей, так, что можно было кого-то догнать на трассе. Из-за больших задержек можно и приуныть на холодных колесах – особенно в первых поворотах. Но если оценивать чисто как веселье, то мероприятие прикольное, потому что там очень много народу, и порадовать их – это классно.

Впрочем, откровенно говоря, особого желания вернуться у меня не возникло. Просто очень сильно устаешь от этого постоянного ожидания. Гонка вроде бы и небольшая, но тебе постоянно приходится чего-то ждать, и это ожидание порядком выматывает».

В предстоящие же выходные (с 9 по 10 декабря) Николай принимает участие в Rallye National Hivernal du Dévoluy, где впервые опробует в боевых условиях Citroën C3 Rally2. За рулем этой машины Грязин в следующем году будет выступать в WRC2 в одной команде с Йоаном Росселем.

Поддержать проект RallyZone.ru