WRC 2004 - 2012

Шинные интриги

Харри Рованпера и Ристо Пиетилайнен, Peugeot 307 WRC (268 PWX 75), ралли Япония 2004
Фото: Reporter Images / Getty Images

Сейчас страсти вокруг альянса Peugeot – Pirelli немного поутихли, но многие вопросы по-прежнему остаются без ответов.

Наверное, в последний раз такой резонанс вызвали только события почти двадцатилетней давности – «развод» в 1987 году заводской команды Lancia с Pirelli и её последующий «брак» с Michelin. Сейчас ситуация повторилась с точностью до наоборот – французская команда Peugeot расстается с французскими же шинниками и уходит к итальянской Pirelli. Даже недавние метания Ford, успевшего на два года (2001–2002) «переобуться» в Pirelli, и потом вернувшегося к Michelin, не идут ни в какое сравнение с нынешними событиями.

Официальная версия (которая обычно никогда не разглашает истинных мотивов) гласит, что после многократных исследований инженеры Peugeot Sport пришли к выводу, что автомобилям Peugeot 307 WRC больше подходят шины Pirelli. В переводе с дипломатического языка эта фраза звучит следующим образом – итальянским шинникам больше подходит нынешний формат чемпионата мира, в котором осталось только три асфальтовые гонки (Германия, Корсика и Каталония). На гравии же Pirelli как минимум ни в чем не уступает Michelin. Получается, Peugeot Sport готов пожертвовать тремя «паркетными» ралли, также, возможно, еще Монте-Карло и Швецией, чтобы отыграть всё на гравии. Всё-таки сейчас «львы» уже не располагают пилотом вроде Жиля Паницци, способного обеспечить максимальный результат на асфальте.

Вторая версия – концерн PSA решил как можно дальше развести обе свои заводские команды, усилить конкуренцию между ними. Что может быть интереснее противостояния Peugeot – Pirelli и Citroën – Michelin? Возможно, такой шаг позволил бы немного приглушить постоянные намеки о том, что обе команды PSA используют общие агрегаты – например, тот же двигатель XU7JP4, который является базовым как для Peugeot 307 WRC, так и для Citroën Xsara WRC... Кроме всего прочего, PSA вполне мог бы таким образом неплохо подстраховаться на случай будущих потрясений – при любом раскладе концерн будет располагать сильной командой с сильным шинным партнером. Вероятность одновременного провала обеих команд кажется не слишком высокой – «львы» уже произвели замену модели своего раллийного автомобиля, а «Двойному шеврону» эта процедура предстоит не ранее чем через год.

Возможно также, что альянс Peugeot – Pirelli стал результатом хитрых политических игр компаний-производителей против FIA. Ведь не секрет, что Федерация в последнее время пытается пробить идею шинника-монополиста в чемпионате мира. Поскольку из шести заводских команд (Citroën, Peugeot, Ford, Subaru, Mitsubishi, Škoda) с Pirelli сейчас сотрудничает лишь Subaru, нетрудно догадаться, кому FIA может отдать предпочтение. Если вспомнить, что Pirelli и так уже полностью отдали на откуп Junior и Production Car WRC, то для равновесия все заводские команды отдадут Michelin. Одним словом, в этой ситуации FIA постарается действовать по принципу – по конфетке и тем, и другим.

В случае утверждения монополии Michelin больше всех пострадала бы Subaru. Но что такое интересы одной команды против всех остальных? Зато две такие топ-команды, как Peugeot и Subaru, в союзе с Pirelli – это уже серьезная сила, с которой FIA придется считаться. Но чтобы достичь необходимой расстановки сил, наверняка не обошлось без переговоров на высшем уровне между PSA, Michelin и Pirelli. Не исключено, что выбор пал на Peugeot Sport как раз потому, что команде еще предстоит преодолеть спад, связанный с введением в строй нового Peugeot 307 WRC – ведь успешному «Двойному шеврону» менять шинного партнера было бы как-то нелогично.

Кроме всего прочего, Michelin совершенно не заинтересован в своем монопольном статусе в WRC – французы и так разрываются между ралли и Формулой-1. А еще, как показывает история, монополист рано или поздно сдает свои позиции и в условиях неожиданной конкуренции начинает терпеть болезненные поражения. Достаточно только вспомнить сравнительно недавний эпизод в Формуле-1, когда Goodyear в 1998 году не смог перестроиться под новый шинный регламент и проиграл в противостоянии с Bridgestone, после чего окончательно ушел из Ф1.

Каковы бы ни были истинные причины, одно остается несомненным – союз между Peugeot Sport и Pirelli стал браком по расчету, который должен помочь итальянским шинникам удержать свои позиции в мировом ралли. За последние двадцать лет Pirelli постоянно приходится изворачиваться и любыми способами выживать. После разрыва с Lancia итальянцы стали эксклюзивным партнером Toyota, с которой дважды выигрывали чемпионат мира (Сайнс в 1990 и 1992 годах). Потом пришло время успешного сотрудничества с Subaru, которое продолжается уже более десяти лет и принесло Pirelli по три победы в чемпионате мира и в Кубке производителей. Но вот с достойным партнером для Subaru итальянским шинникам как-то не везет – Seat надежд не оправдал, с Ford тоже не сложилось. Может быть, на этот раз союз с Peugeot Sport станет для Pirelli счастливым?

RallyZone.ru в Telegram