Ралли

«Возвращаться к прежнему регламенту не будем». Интервью с Робертом Ридом

2022-11-04 18:20
Фото: DPPI / AUTOhebdo

Вице-президент FIA по спортивным вопросам объясняет, почему не был принят календарь на 2023 год и рассуждает о развитии технического регламента Rally1.

Прошедшее перед стартом ралли Каталония заседание Всемирного совета FIA по автоспорту обошлось как без одобрения расписания чемпионата мира на следующий сезон, так и без объявления какой-либо информации по следующей версии технического регламента.

Вице-президент FIA по вопросам спорта, чемпион мира по ралли 2001 года Роберт Рид, побеседовал с корреспондентом французского еженедельника AUTOhebdo и о календаре, и о техническом регламенте...

Роберт, мы ожидали, что у нас будет возможность обсудить новый календарь, но этого не произошло. Что случилось?

Роберт Рид: Как вы знаете, за расписание отвечает промоутер. Мы это расписание не получили. Как только этот процесс будет завершен, мы сможем обсудить его и принять решение. Возможно, стоит поинтересоваться у промоутера, когда он предоставит нам календарь.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Что произойдет после того, как вы получите проект календаря?

Роберт Рид: Существует процедура, которой необходимо придерживаться. Как только все необходимые действия будут выполнены, мы сможем изучить проект календаря.

Передать расписание на рассмотрение Совета должна Комиссия WRC. Означает ли это, что этого не было сделано?

Роберт Рид: Одна из задач Комиссии в момент получения проекта календаря состоит в том, чтобы убедиться в точном соблюдении процедуры. Если все требования соблюдены, проект перенаправляется на рассмотрение Совета. В этот раз этого не произошло. Был какой-то перечень этапов, но он не соответствовал заданным критериям. Решения по календарю мы можем принимать только тогда, когда он отвечает требованиям.

Еще одна проблема, которая очень нас беспокоит, заключается в том, что журналисты начали обсуждать детали календаря на 2023 год еще до Совета. Кое-кто из вас играет не по правилам. Так нельзя. /с улыбкой/ Поэтому сейчас я дам вам лист бумаги, на котором вы напишете имена людей из Совета, с которыми вы контактируете /смеется/.

Фото: M-Sport

Иногда даже не обязательно выуживать информацию у членов Совета. Некоторые из организаторов – например, из Аргентины или с Азорских островов – выразили свое недовольство тем, что их этапы при составлении календаря проигнорировали. А может ли Совет сам вносить изменения в расписание чемпионата?

Роберт Рид: Все хотят в чемпионат мира – а я напомню вам, что у нас также нет и расписания чемпионата Европы. Совет не имеет права определять, должен ли конкретный этап быть включен в расписание. Предлагаемый перечень либо принимается, либо отклоняется.

Характеристики этапов задаются промоутером. FIA отвечает за спортивную составляющую, правила и безопасность. Остальные функции, включая финансовый компонент, – это ответственность промоутера.

Этим летом промоутер говорил, что календарь будет обнародован в августе, а сейчас уже октябрь...

Роберт Рид: /обрывает/ ...и мы этому не рады. Одна из причин несоответствия критериям в том, что список этапов был представлен с опозданием. Нам они говорили, что календарь должен быть представлен еще в марте.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

И что же произошло? Что пошло не так?

Роберт Рид: Об этом следует спросить промоутера. Предложи они свое расписание в марте, и мы бы приняли его – если бы оно отвечало критериям. Если они представят его только в ноябре, то и утвердить мы его можем только в ноябре.

Можем ли мы ожидать календарь, в котором не будет этапов в статусе «ожидает подтверждения» и звездочек, иногда сопровождающих отдельные даты?

Роберт Рид: При идеальном сценарии – можем. К сожалению, мир, в котором мы живем, не идеален, так что вполне возможно, что «звездочки» будут.

Эндрю Уитли (директор FIA по ралли): Очень маловероятно, что у нас будет календарь, как вы сказали, «без звездочек». Наша цель в том, чтобы все процедуры были соблюдены в полном объеме.

Фото: M-Sport

Следует ли ожидать, что календарь будет известен только в декабре – после заключительного заседания Совета?

Роберт Рид: Нет. У нас есть возможность организовать электронное голосование. Впрочем, сказать вам, когда оно пройдет, я не могу. Всё будет зависеть от того, когда промоутер представит нам расписание – и мы призываем его сделать это как можно скорее.

На Совете также не было озвучено никаких предложений по техническому регламенту на 2024 год...

Роберт Рид: Этот вопрос будет решен в конце года.

Можете хотя бы намекнуть, будет ли продлено действие текущего регламента или нет?

Роберт Рид: Этот вопрос поднимается всякий раз: длительность действующего регламента, возможность ничего не менять, возможность что-то скорректировать, возможность всё полностью переделать... Одна из наших проблем в том, что сегодня производители сами не знают, чего они хотят.

Фото: Hyundai Motorsport

Это понятно, но до сезона-2024 рукой подать! Разве не следует принимать решения быстро, если мы хотим появления в серии нового производителя?

Роберт Рид: Мы всегда говорили, что о следующем периоде будем думать в конце этого года. Не знаю, будет ли новый регламент принят на 2025 – 2026 годы или будет меняться каждый год... мы работаем над этим.

Но привлечение новых производителей всё же входит в ваши задачи?

Роберт Рид: Да. Можно сказать, что одним из успехов сегодняшних Rally1 является шасси. Сейчас в чемпионате присутствуют три автомобиля из разных сегментов – A, B, кроссовер – и производители уверяют, что за счет пространственной рамы могут без труда адаптировать под технические требования любую свою модель.

Учитывая вложенные инвестиции и тот факт, что они приносят свои плоды, невозможно представить себе радикальные перемены в техническом регламенте – тем более в обсуждаемые сроки. Если к нам придет какой-то производитель – независимо от момента, когда он это сделает – будет лучше, если стоимость шасси останется на прежнем уровне. Это значит, что мы можем обсуждать преимущественно силовую установку, гибридный узел или различные варианты топлива.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

А разве темы, связанные с силовой установкой – гибридной или же электрической – не относятся к тем, что могут мотивировать того или иного производителя заинтересоваться WRC?

Роберт Рид: Наши обсуждения всё равно достаточно ограничены. В настоящее время мы используем гибридный узел в Rally1, и будет очень сложно – если не невозможно – от него избавиться. Так что возвращаться к прежнему регламенту мы не собираемся.

Если в целом раллийная пирамида FIA работает как надо, наиболее тревожным моментом выглядит группа Rally1, которая представлена двумя с половиной производителями – и еще вопрос, что будет делать Hyundai. Аналогии с WEC не самые приятные...

Роберт Рид: А почему «тревожным»-то? Мне так не кажется. В мой первый старт в составе заводской команды в 1993-м вообще было только два производителя (в действительности, в чемпионате присутствовало пять марок, набиравших очки в зачете производителя – включая Jolly Club, представлявшую Lancia). Потом их число выросло до трех, потом мы дошли до восьми.

Два производителя – это, конечно, не очень хорошо, но мы выжили. А вот семь или восемь уже были катастрофой. Нужно что-то среднее. Три уже хорошо, четыре – еще лучше.

Фото: Škoda Motorsport

А почему бы не задействовать формулу Rally2+, чтобы добиться такого числа производителей?

Роберт Рид: Ну, это всё равно, что выбросить на помойку все разработки производителей по группе Rally1. Это было бы несправедливо.

Означает ли это, что FIA решительно настроена отстаивать регламент Rally1, потому что в нем используется пространственная рама?

Роберт Рид: Я бы не использовал слово «отстаивать». Я просто считают, что в существовании Rally1 есть смысл.

В Ипре Toyota продемонстрировала GR Yaris H₂ на водородном топливе. Может ли такое решение стать будущим WRC?

Роберт Рид: У каждой энергетики будущего есть свои положительные и отрицательные аспекты. Похоже, что водород лучше подходит для гонок на короткие дистанции. Заправка автомобиля водородом для поездки на 20-40 минут – это одно. Нам до возвращения в сервис-парк нужно проехать четыре часа – и это совсем другое. У водорода очень низкая температура, что вызывает целый ряд сложностей. Разбираться с температурой придется даже при использовании газообразной формы водорода.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Правда, десять лет назад у нас были сомнения относительно высокого напряжения и электрических силовых установок в автомобилях, но с тех пор все проблемы были устранены. Сегодняшние проблемы водорода тоже уйдут в прошлое – но пока они остаются. В любом случае, вдаваясь в детали, мне кажется упрощением говорить сегодня о водородном топливе, как о подходящем решении.