Ралли

«Основная обязанность – работать таксистом». Интервью с Лёбом

2023-03-31 14:29
Фото: Marcelo Maragni / Red Bull Content Pool

В эту пятницу – сегодня! – Себастьен Лёб примет свой первый в этом году старт в классическом ралли – девятикратный чемпион мира вместе со своей спутницей Лорен Годе проедет ралли Азорских островов за рулем Škoda Fabia RS Rally2 команды Toksport WRT.


Дебют за рулем чешского автомобиля пока складывается вполне удачно: уступив в свободной тренировке португальцу Рикарду Моуре, в квалификации португальской гонки Себ показал второе время, проиграв другому клиенту Toksport в лице Андреаса Миккельсена. Впереди – два дня соревнований, поделенные на двенадцать спецучастков, покрывающих дистанцию в 109 километров.


В ожидании старта (первый спецучасток азорского ралли откроет гонку в 16:33 по московскому времени) обратимся к интервью, которое 49-летний спортсмен дал изданию AUTOhebdo. В нем легенда мирового ралли рассказывает не столько о предстоящей гонке, сколько о документальном фильме «Sébastien Loeb: pilote éternel», который будет показан второго апреля на телеканале Canal+...

В документальном фильме ваша дочь Валентин говорит, что вы совсем не экстраверт – и это описание подтверждают ваши друзья, которые тоже появляются в кадре. Насколько легко вам было находиться в разных обстоятельствах (старты в WRC, ралли Марокко, день рождения, полет на вертолете и так далее) под прицелом телекамер на протяжении прошлого года?


Себастьен Лёб: Ну, я действительно не люблю привлекать к себе всеобщее внимание. Оказавшись на вечеринке, предпочитаю скромно стоять в сторонке с друзьями.


Да, было очень много интервью для журналистов, так что материала накопилось достаточно. Что же до съемок, то я просто оставался собой. Это и было целью документального фильма, и это как раз то, что получается у меня лучше всего. Я привык к телекамерам; вот детям пришлось куда сложнее!


Удивили ли вас какие-то из рассказов друзей?


Себастьен Лёб: /задумался/ Нет, в действительности никто не удивил. Комментарии приглашенных гостей были очень приятными – будь то Нассер [Аль-Аттия], Стефан [Петерансель] или [Ари] Ватанен.

Ах да! Меня очень удивил друг моего детства Дэн (Дени Йодин) – тем, что по ходу фильма много говорит. Если рассуждать об интровертах, то он в этом плане на две головы выше меня!


В фильме мы видим сцену, где вы сопровождаете свою дочь в спортзал и выполняете вместе с ней несколько упражнений и трюков. Это было сделано исключительно для фильма, или же вы по-прежнему регулярно посещаете зал?


Себастьен Лёб: Посещаю не так часто, но всё еще могу. Существуют определенные базовые вещи, которые невозможно утратить. Это вопрос чувства, которое остается в тебе навсегда, и темпа, к которому необходимо приноравливаться. А еще помогают состязательный дух и желание показать пример дочери. Покуда мне позволяют мышцы, всё работает как надо – но вообще становится сложнее, чем прежде!


Фильм начинается и заканчивается с размышлений о вашем возрасте (48 лет на момент съемок) и о том, как пилотирование делает вас моложе. Так на сколько же лет вы себя ощущаете?


Себастьен Лёб: Беда в том, что я не идиот; я знаю, сколько мне лет! Я помню, что мне 49, но не ощущаю какой-то особой разницы по сравнению с 30-летним возрастом... Хотя, наверное, мне не следует так говорить – ведь все старики, с которыми мне доводилось общаться, говорят то же самое! /смеется/

Я говорил в фильме, что мне приятно оставаться в игре. Способность по-прежнему выступать на высшем уровне не дает почувствовать себя старым. Да, я признаю, что сегодня выгляжу не так хорошо, как в годы, когда стартовал за рулем Xsara kit-car, но, как говорят старики, в душе мы всегда остаемся молодыми!


Вы также объясняете, что сегодняшние раллийные автомобили более требовательны к пилотированию, чем в начале вашей карьеры. И это связано не только с возрастом, не так ли?


Себастьен Лёб: Первые WRC были очень легки в управлении. Затем, с приходом в 2017-м нового поколения, они стали более требовательными к физической форме пилота, а нынешние гибридные Rally1 лишь подтверждают эту тенденцию. Всё происходит быстрее, у пилота просто нет времени на передышку – он постоянно либо ускоряется, либо тормозит.


У вас дома есть гоночный симулятор. Каков ваш рейтинг в игре iRacing?


Себастьен Лёб: Лицензия B!

За продуктами в магазин сами ездите? В фильме Лорен возвращается домой со своей дочерью, её руки заняты пакетами с продуктами, и вы спрашиваете, что отнести в холодильник.


Себастьен Лёб: Ну, если я дома, то принимаю участие в домашних хлопотах. Моя основная обязанность – работать таксистом. Я отвожу детей в школу, свою дочь в спортзал – потому что он расположен в 30 км от дома. Занятия у неё длятся долго, так что я возвращаюсь домой, а потом снова еду за ней, и так далее, и так далее. Я, в основном, таксист, иногда выполняющий другие поручения – во всех смыслах этого слова!


Вы никогда не думали о выступлениях под псевдонимом? В заключительной части фильма вы говорите, что хотели бы гоняться, не привлекая внимания общественности и прессы – просто ради удовольствия.


Себастьен Лёб: Никогда об этом не задумывался – тут вы заглядываете дальше меня. Не знаю, долго ли продержится анонимность...

Но это как раз то, чего я ищу в ралли на Азорах, которое не входит в календарь чемпионата мира или Европы. Мы с Лорен едем туда, в первую очередь, за удовольствием... а... она сейчас как-то косо на меня смотрит... Ничего не поделать, она хочет победить! Говорит, в другом случае лучше остаться дома. Ну ладно.


В любом случае, я изначально еду на Азоры ради удовольствия. Островок небольшой, людей там должно быть немного.


Как вообще получилось так, что вы стартуете на Азорах?


Себастьен Лёб: Мне не впервые предлагают принять участие в этом ралли. Известно, что на данный момент у меня не запланировано никаких стартов в WRC, так что предложений стартовать то тут, то там хватает. Что касается Азорских островов, то я видел кое-какие видео, и похоже, что это очень симпатичная гонка. Отдельно соблазнило то, что это гравийное ралли, потому что на гравии веселее, чем на асфальте... так что я согласился.

И вас не остановило то, что стартовать придется на автомобиле группы Rally2?


Себастьен Лёб: Ну да, с WRC, конечно, ничего общего, но, полагаю, на гравии весело будет и на этой Škoda.


А ведь последний раз вы стартовали на автомобиле такого класса довольно давно...


Себастьен Лёб: Предыдущий раз я стартовал на такой машине в 2019-м, на Rallye Terre du Haut-Var – с Hyundai i20 R5. У этих машин, конечно, меньше лошадей под капотом, но пилотировать их всё равно весело. Новая Fabia RS выглядит эффективной. До того, как отправиться на Азоры, я обсудил её с Франсуа Делекуром, который проехал на ней ралли Монте-Карло, – и он сказал мне, что машина хорошая.


Пытались получить представление о спецучастках с помощью видео?


Себастьен Лёб: Посмотрел пару онбордов. Нашел один от Дани Сордо, один от Йоанна Бонато и еще один – Андреаса Миккельсена. Качество слишком плохое, чтобы опираться на эти видео, да и спецучастки другие, так что стенограмму я по ним записывать не стал. Я отметил очень красивые пейзажи. На мой взгляд, ралли будет очень непростым. Характер спецучастков нахожу сложным, они изобилуют слепыми поворотами. Повсюду обзор перекрывает или склон, или растительность.

А чтобы было еще сложнее, вы стартуете вместе с Лорен, которой, вероятно, не хватает опыта?


Себастьен Лёб: Именно. Ну, я надеюсь, что она справится с темпом при чтении стенограммы, потому что обратил внимание, насколько сложно приходится штурману, потому что дорога очень извилистая. Ну, не будем забывать, что мы едем на Азоры повеселиться. Будет со стенограммой всё в порядке, попадем в свой ритм – тем лучше. А если нет – мы просто постараемся хорошо провести время.


И там ведь будет несколько быстрых пилотов, верно?


Себастьен Лёб: Да, например Андреас Миккельсен, который уже стартовал на Азорах, должен быть очень быстр. Наверное, будут и другие соперники, которые знают эти дороги получше, чем я после двух ознакомительных проходов с подругой в правом кресле. В общем, всё против меня, но я к такой ситуации уже привык.