Традиционная пресс-конференция по итогам ралли Монте-Карло 2004
► Себастьен Лёб и Даниэль Элена (Citroën)
► Маркко Мяртин и Майкл Парк (Ford)
► Франсуа Дюваль и Стефан Прево (Ford)
► Руководитель команды Citroën Ги Фрекелен
Себастьен, во-первых, снова поздравляем с победой в Ралли Монте-Карло. Сейчас было проще, сложнее или примерно так же?
Себастьен Лёб: Что касается дорожных условий, то было очень трудно. Самым важным было не совершить ошибку, и это было моей стратегией с самого начала. Я избегал риска на первых четырех СУ, потому что было очень скользко из-за снега и льда. Затем я ждал лучших условий, чтобы атаковать, в конце дня ситуация улучшилась, и я вышел в лидеры. К нашему удивлению, вчера в тумане я смог создать большой отрыв, и, думаю, мы провели хорошую гонку.
Даниэль, теперь к вам. Всяческие поздравления. В этом году по разным причинам было отменено три СУ. Это разочаровало вас?
Даниэль Элена: Первый участок был отменен из-за большого количества людей и множества пробок. Мы сами столкнулись с трудностями, добираясь туда. На втором участке автомобиль заблокировал дорогу, так что нам ничего не оставалось. В третьем случае я не видел причины отменять участок, так как условия были такими же, как и на первом прохождении.
Маркко, в последний день у вас была серьезная борьба с партнером по команде – Франсуа. Насколько вы удовлетворены, что вторым стали вы, а не он?
Маркко Мяртин: Воскресенье выдалось очень интересным. Но было важно, чтобы оба автомобиля добрались до финиша для получения максимального количества очков в зачет производителей для Ford. Мы следили за Маркусом, который был близко. Нам надо было атаковать, но не слишком сильно. Я бы был доволен третьим местом, потому что это лишь начало чемпионата, и быть на подиуме сейчас – здорово. К счастью, мы стали вторыми и получили два дополнительных очка. Я счастлив, что наша команда лидирует в чемпионате.
Майкл, это ралли известно, как одно из самых коварных и наиболее непредсказуемых во всем чемпионате. Что стало наибольшей проблемой для вас с Маркко?
Майкл Парк: По результатам видно, что вчера в тумане мы ехали не очень-то хорошо. Конечно, это было трудно для всех, но мы, похоже, боролись немного больше. Эти выходные показали, насколько это сложно. Требуется полноценная командная работа, и это касается не только связки пилот-штурман, но и экипажей разведки. Они играют огромную роль на этапах вроде этого, и досадно, что мы не можем пользоваться их услугами снова; я не могу представить это ралли в следующем году без них. Также, что касается роли штурмана, который снабжает дополнительной информацией пилота, то ему очень непросто. Похоже, что мы даже не можем больше увидеть своих имен на борту и то, как меняется этот спорт, делает наши жизни сложнее.
Франсуа, вы разочарованы, не став вторым?
Франсуа Дюваль: Нет, потому что мое ралли было очень хорошим. Никаких проблем с машиной и никаких ошибок. Финишировать вторым или третьим для меня не важно. Команде Ford было важно финишировать на втором и третьем местах, чтобы возглавить чемпионат. Я усовершенствовал свою стенограмму и научился использовать тормоза и резину лучше. Я не хотел рисковать на заключительных участках.
Стефан, раньше вы и Франсуа много работали, чтобы сделать стенограмму полностью правильной. Здесь она была идеальна?
Стефан Прево: Да, конечно, она была действительно безупречной, что и показал восьмой СУ, проходивший в тумане. Мы очень уверены в будущем.
Ги, вы знаете Себастьена очень хорошо. Он постоянно совершенствуется, или это одна из его лучших побед?
Ги Фрекелен: Себастьен и Даниэль были исключительны в этом ралли. Они были осторожны в начале, и атаковали, чтобы захватить лидерство, в конце пятницы. Они еще больше атаковали в тумане в субботу, чтобы обеспечить комфортное лидерство на сегодня, и они справились отлично. Директор команды не мог ожидать большего. Я очень счастлив, что Себастьен возглавил чемпионат пилотов, и несколько меньше доволен чемпионатом производителей, поскольку Карлос сошел во второй день. Но это Монте-Карло – самое сложное ралли сезона, из-за изменяющейся погоды и изменения сцепных свойств. Всегда стоит выбор резины.
Себастьен, насколько важно для вас начать сезон с победы?
Себастьен Лёб: Для всей команды отлично начать чемпионат с победы. Это источник мотивации для всех, включая меня. Это легендарный этап, и я наслаждаюсь победой и надеюсь, мы сможем продолжить так же.
Даниэль, были ли моменты, когда вы думали, что вы можете не выиграть, или вы были вполне уверены?
Даниэль Элена: Нет, не было момента, когда мы думали, что мы не сможем выиграть. Было как в прошлом году. Маркус начал сильно, и мы прошли его в конце первого круга, выйдя в лидеры. Затем мы увеличили отрыв в тумане и управляли нашей гонкой. Всегда есть риск механических проблем или аварии, но мы никогда не думаем об этом.
Маркко, как вы думаете, надежность автомобиля сейчас позволяет ему удержаться в лидерах чемпионата?
Маркко Мяртин: Я, конечно, надеюсь на это. Эта гонка была действительно хорошей – оба автомобиля не столкнулись с проблемами. Если мы сможем продолжить так же, то это будет хороший год. Все в команде работают очень напряженно, чтобы всё было как надо.
Майкл, из-за новых правил мы видели здесь, что каждый производитель имел два автомобиля. Каким образом по вашему мнению это отразится на зрелищности спорта?
Майкл Парк: Я не знаю насчет зрелищности, но очевидно, что никто не может позволить себе сойти, что демонстрирует ситуация с Петтером Сольбергом. Надо ехать до конца. Пилот, достигший максимума в чемпионате, будет иметь наименьшее число сходов.
Франсуа, в Швеции Вы не заявлены набирать очки. Это давит на вас?
Франсуа Дюваль: Нет, я даже думаю, это хорошо для меня. Это ралли, где я никогда не ехал слишком долго, так что выбор скандинавского пилота был правильным. Я смогу показать свой максимальный результат без давления.
Стефан, маршрут ралли Монте-Карло этого года описывался как более компактный и энергичный. Как это можно сравнить с предыдущими гонками, в которых вы выступали раньше?
Стефан Прево: Я не знаю. Дорожные секции были также длинны. Но мое представление о настоящем Монте-Карло связано с поездками в Гап и гонкой по снегу. Сейчас это больше походит на Корсику или этапы французского чемпионата. Я не возражаю против поездок в Гап, потому что там лучше спецучастки. Я расстроен, что участки вроде Corobin или Sisteron остались в прошлом.
Ги, Citroën всегда был быстр в Монте-Карло, но насколько вы уверены в снеге Швеции и гравии Мексики?
Ги Фрекелен: Цена успеха в Монте-Карло – то, что мы поедем первыми в Швеции. Всё будет зависеть от того, какой будет снег. И Карлос стартует сзади, так как он сошел здесь.
Вопросы из зала.
Франсуа, Малкольм Уилсон просил вас немного сбавить сегодня?
Франсуа Дюваль: Так спросите прямо у Малкольма. Я просто делал свою работу и ехал хорошо. Сегодня я дважды заглох, а Маркко сделал правильный выбор резины на Турини, где и был быстрее. Я не собирался рисковать.
Штурманы больше не имеют своих имен на машинах. Что Даниэль, Майкл и Стефан думают об этом?
Даниэль Елена: Это командный спорт. И нас двое в автомобиле. Я не ожидаю популярности, но было бы уважительно оставить наши имена и наши национальные флаги на машинах. Я езжу с Себастьеном, который француз, но я не француз. Я бы предпочел сегодня иметь свой флаг Монако здесь в Монако.
Стефан Прево: Это знак абсолютного неуважения к штурманам. Я думаю, что есть еще много вещей, которые стоило бы поменять в первую очередь, например, документы о безопасности. Это немного бесчувственно.
Майкл Парк: Я не согласен. Мы все члены общества штурманов, и мы все думаем, что мы полноценная часть. Мы не говорим, что мы лучше тех парней, что рядом с нами, но мы также выполняем важную работу, и мы достойны некого признания.
Себастьен, вы доминировали в этом ралли. Если система подсчета очков изменится в следующем году, и вы бы ехали точно так же, то вы бы стали третьим позади Маркко и Франсуа. Как вы думаете, система должна быть изменена?
Себастьен Лёб: Я не понял смысла вопроса. Если правила в следующем году изменятся, насчет чего я не осведомлен, и мы будем набирать очки за каждый день, я думаю, мы были бы впереди так как лидировали все дни.
Себастьен, могли ли вы ожидать в начале ралли, что Франсуа будет ближайшим преследователем, и не случится ли этого снова на остальных асфальтовых этапах?
Себастьен Лёб: Я знаю, что он был хорош в сложных условиях. Я рад за него, так как мы ехали вместе. Мне было бы более по душе, если бы он оставался позади и в будущем. Он молодой пилот и у него еще много времени, чтобы стать лучше.
Даниэль, вы добавите что-нибудь?
Даниэль Элена: Это новый чемпионат, но кое-кто отсутствует. Ричард Бёрнс. И мы надеемся, что он скоро вернется.