Команда Сирила Абитебуля хочет получить ответы, чтобы понять, почему её гонщик столкнулся на СУ14 с рекламной аркой, оказавшейся на земле.
В субботу на ралли Латвия произошел, пожалуй, один из самых странных инцидентов нынешнего сезона. На четырнадцатом спецучастке боровшийся за место в тройке Отт Тянак практически «завернул» свой Hyundai i20 N Rally1 в рекламную надувную арку Toyota, лежавшую на дороге.
Произошло это после того, как стартовавший за три минуты до этого Элфин Эванс (по иронии судьбы, выступающий именно за Toyota) допустил ошибку, очутился за пределами трассы и был вынужден объезжать арку по внешней стороне. В процессе валлиец зацепил конструкцию, поддерживавшую арку, и та через какое-то время оказалась на земле, после чего на неё наехал Тянак.
Спецучасток был остановлен, Тянак, Такамото Кацута и Адриен Фурмо получили назначенные судьями времена. Однако дело на этом, конечно же, не закончилось: у Тянака и его команды возник резонный вопрос относительно бездействия дирекции гонки, остановившей спецучасток уже после того, как эстонец запутался в арке.
«Я думаю, произошедшее точно дает понять, что мы находимся в надежных руках, – прокомментировал произошедшее на финише СУ14 Тянак. – Вероятно, они мило обедали и пили хорошее вино в тот момент, когда телекамеры показывали, что дорога перекрыта, и что к этой точке приближается автомобиль. Молодцы, ребята, вы действительно заботитесь о нас.
Мы-то в порядке, но, черт побери, вы же могли заметить, что дорога заблокирована – и не останавливаете спецучасток. Что ж, надеюсь, хотя бы вино было хорошим...»
Чуть позже, несколько поостыв, Отт подробнее рассказал о произошедшем и выразил надежду на то, что Международная автомобильная федерация проведет независимое расследование.
«В конце очень быстрого поворота на земле прямо перед нами оказалась арка, – объяснил он. – Мы проехали по ней, и намотали часть арки на колеса. Это повредило машину, пришлось даже наложить несколько скоб. Я очень надеюсь, что FIA проведет независимое расследование, чтобы понять, что произошло.
И да, я надеюсь... я имею в виду, что нам определенно нужно модернизировать систему безопасности во время ралли. Надеюсь, так и произойдет».
Со своей стороны организаторы выпустили заявление, в котором попытались объяснить произошедшее: «В субботу автомобиль под номером 33 (Элфин Эванс) проехал по СУ14, повредив опоры надувной рекламной арки. Было очевидно, что арка повреждена, и два сотрудника, специально приставленных для обеспечения сохранности арки, немедленно приступили к ее удалению с дороги. Сделать этого до прибытия автомобиля номер 8 (Отт Танак) они не успели».
В конечном счете этот эпизод никак не повлиял на расстановку в общем зачете гонки, однако руководитель команды Hyundai Сирил Абитебуль ясно дал понять, что хочет получить ответы, чтобы исключить повторение подобного инцидента в будущем.
«Этот досадный инцидент остановил Отта, – сказал он. – Он отыгрывал позиции, чувствовал себя с машиной всё увереннее, но на его пути встала арка. Совершенно очевидно, что у него не было выхода, и, думаю, нам всем повезло, что это произошло не в более опасном месте – далеко от деревьев и не на выходе из поворота. Думаю, у него было достаточно времени, чтобы замедлить машину настолько, что пострадал только кузов.
Что странно в этом случае, так это время, которое потребовалось ответственным за мониторинг ситуации и оценку того, что нужно делать. В течение трех или четырех минут на дороге лежит препятствие – и за этим не следует никакой реакции.
Нужно понять, как вообще подобный инцидент может произойти на втором по масштабу автоспортивном чемпионате мира. Мы живем во времена чрезвычайно быстрой связи и предельно малого времени реагирования – и, думаю, должны быть уверены в том, что у нас есть все средства, позволяющие остановить спецучасток в том случае, когда дорога заблокирована.
Опять же, автомобиль, который мы рекламируем, i20 – это машина, которая в значительной степени подключена к сети. Знаете, я могу управлять этой машиной дистанционно, из любой точки мира, со своего телефона. А здесь у нас был ноль информации.
FIA обратилась к нам, и, думаю, нам следует провести надлежащее расследование произошедшего и понять, что представляет собой существующая система. Была ли она в нерабочем состоянии из-за ситуации с самолетом (во второй половине субботы самолет-ретранслятор, обеспечивающий в том числе и бесперебойную подачу «картинки» со спецучастков, остался на земле из-за технических неполадок)? Если так, то следовало бы предусмотреть резервные меры».
Отвечая на вопрос, считает ли он, что Тянак будет как-то наказан за едкие комментарий в адрес дирекции гонки, Абитебуль добавил: «Я знаю, что возникло некоторое напряжение в связи с комментариями Отта. Его вызвали к судьям. Я изучил упомянутый в постановлении пункт и не понимаю, какой моральный ущерб или какие финансовые потери могли быть нанесены FIA его комментарием.
Да, он был разочарован, но я считаю, что прежде всего нам необходимо провести внутреннее расследование в FIA. Легко можно представить более драматические последствия, и относиться к этому мы должны куда серьезнее, чем к комментариям Отта. Мне посчастливилось иметь доступ к бортовым камерам. Было видно, что на дороге находится препятствие, и времени на то, чтобы остановить спецучасток, было достаточно.
Я надеюсь, что здравый смысл возобладает, и что усилия будут потрачены не на наказание, а на то, чтобы понять, что произошло, и как этого можно избежать в будущем. Я предлагаю отложить в сторону вопрос комментариев Отта и сосредоточиться на сути вопроса: без нервов, без высокомерия. Сейчас необходимо совместно проработать этот вопрос, чтобы в дальнейшем можно было говорить, что безопасность участников в любое время гонки гарантирована».
Уже после финиша организаторы ралли Латвия совместно с командой Hyundai опубликовали заявление, из которого следует, что FIA проводит проверку инцидента, а Тянак принес извинения за свои комментарии.
Обсуждая ситуацию, Тянак согласился с тем, что, комментируя произошедшее, действовал не в интересах спорта, однако сделал это в момент, следующий непосредственно за инцидентом. Он принес извинения за свои комментарии и приветствовал предстоящую проверку.
Hyundai Motorsport, организаторы и FIA сотрудничают для выяснения причин произошедшего и работы над постоянным улучшением систем безопасности в автоспорте, что является первоочередной целью FIA».