Ралли

Сами Паяри: новая финская звезда?

Победители ралли Финляндия 2023 в зачете WRC2 Сами Паяри и Энни Мялконен, Škoda Fabia RS Rally2/Фото: Luca Barsali / NurPhoto / Getty Images
Фото: Luca Barsali / NurPhoto / Getty Images

В то время как Калле Рованпера в свои всего-то 23 года уже находится на вершине WRC, еще один молодой скандинав, похоже, обладает всем необходимым для достижения самого высокого уровня.

По материалам AUTOhebdo

Первое, что бросается в глаза в Сами Паяри – его спокойствие. Это видно не только по тому, как он двигается. Его ответы на безупречном английском всегда тщательно продуманы, и он очень старается, чтобы его поняли. Этот пунктуальный молодой человек, похоже, никогда не торопится – а скорость свою демонстрирует на спецучастках.


Родившийся в Лахти 1 декабря 2001 года Сами Паяри мог бы выбрать лыжные гонки или прыжки с трамплина – как раз те спортивные дисциплины, международные состязания по которым проводятся в его родном городе, что расположен в 105 км к северу от Хельсинки и в 170 км к югу от Ювяскюля. Вместо этого он выбрал ралли, пройдя по классическому пути – хотя и с некоторыми нюансами.

Сами Паяри, Toksport WRT, ралли Монте-Карло 2023
Фото: Predrag Vuckovic / Red Bull Content Pool

«Думаю, первое мое воспоминание об автомобилях – это Ford Escort... или Volvo 240, на которой гонялся мой отец, - пытается вспомнить он. – Мне тогда было, наверное, лет пять или шесть. Конечно, свою роль сыграло то, что я регулярно видел, как он тестируется. Так часто и бывает.


Он занимался ралли с абсолютно любительским подходом: единственной его целью было хорошо провести время. С моим братом Нико, который старше меня на три года, мы изредка ездили на гонки, в которых участвовал отец. С другой стороны, мы ездили с ним и на другие гонки... когда машина отца оставалась в гараже. Наверное, отсюда и интерес».


И хотя Пертти, отец гонщика, знал об увлечении своих сыновей, он ничего не предпринимал для его поощрения и развития.


«Ралли всегда было для меня на первом месте, – подтверждает Сами. – Отец и брат смотрели по телевизору гонки "Формулы-1", но мне они казались ужасно скучными. Там же ничего не происходило!

Сами Паяри и Антти Хаапала, Ford Fiesta R2T19 (K2 MSRT2), ралли Финляндия 2019
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool

Вместе с братом мы смотрели множество раллийных видеофильмов – не только современных. Когда я был помладше, мне особенно нравилось наблюдать за Ари Ватаненом. Потом был период "Себастьенов", Лёба и Ожье. Кроме того, я был фанатом эры Микко Хирвонена и Яри-Матти Латвалы».


Скромные амбиции


Для кого-то увлечение ралли выливается в желание стать самостоятельным гонщиком. Для Сами Паяри это было не совсем так.


«Я всего лишь хотел попробовать принять участие в гонках, чтобы понять, получится ли у меня вообще, – говорит он. – Я не ставил перед собой цель сделать карьеру или завоевать какой-либо титул. Всё, чего мы хотели – хорошо провести время».


Пожалуй, это объясняет, почему он никогда не планировал развивать свой талант, стартуя в Латвии или Эстонии, где участвовать в соревнованиях можно в самом юном возрасте.

Шлем Сами Паяри, Ford Fiesta Rally4 (K2 MSRT9), ралли Эстония 2021
Фото: M-Sport

«Мы всё равно не могли себе этого позволить, – улыбается он. – Я немного занимался картингом, но это было очень дорого.


Да, быть может, я и начал ездить в 6-7 лет по дорожке перед гаражом или зимой по обледенелым дорогам, еще когда даже не мог дотянуться до педалей, – но это никогда не было моим постоянным занятием. Прошло какое-то время за рулем спортивного автомобиля, прежде чем я принял участие в своем первом спринте».


Еще до достижения совершеннолетия Сами Паяри начал в 2016 году с самой нижней ступеньки – с Opel Astra G.


«Поначалу я участвовал в соревнованиях, где штурман не требовался, – вспоминает он. – Поскольку водительского удостоверения у меня не было, я не мог стартовать на слишком мощном автомобиле. Поэтому Opel, который мы подготовили, был строго стандартным. Мы даже шины не меняли, все изменения были ограничены наличием каркаса безопасности.

Сами Паяри и Марко Салминен, Ford Fiesta R2T19 (K4 MSRT1), ралли Швеция 2020
Фото: M-Sport

До сих пор помню свой первый старт. Мне очень хотелось попробовать – и вот мечта, наконец-то, сбылась, я на старте, но пребываю в диком напряжении. В тот момент хотелось оказаться где угодно, только не здесь!»


Помимо того, что в процессе становления Паяри не покидал пределы Финляндии, его путь отличается от пути некоторых его коллег еще и тем, что рядом с ним в машине находился его отец.


«Это никогда не было для меня бременем и не создавало давления, – говорит он. – Целью таких уик-эндов было только развлечение, не более.


Отец делал всё, чтобы мы с братом участвовали в гонках, и при этом не требовал от нас результатов. Я знаю, что это может привести к завышенным ожиданиям и разочарованию, но наши отношения складывались иначе, и я могу только поблагодарить его за это».

Сами Паяри и Марко Салминен, Ford Fiesta R2T19 (K4 MSRT1), ралли Швеция 2020
Фото: M-Sport

Не имея высоких устремлений, Сами, тем не менее, демонстрировал хорошие результаты и начал добиваться первых побед. Это подтолкнуло его к дальнейшим поискам.

Трофеи и восхождение на вершину


Уже в 2017 году на домашних полках стали появляться кубки за победы. Сами пилотировал на спецучастках, а его отец садился за руль на дорожных секциях. В 2018-м сбор «урожая» продолжился: в конце сезона Паяри стал победителем Nuorten Cup – молодежной серии, созданной для юных участников, стартующих на малолитражных автомобилях.


Дважды «попробовав» по ходу сезона Ford Fiesta R2, более конкурентоспособную по сравнению с привычным Opel Astra, в 2019-м финн перебрался в чемпионат страны. Сегодня он с энтузиазмом рассказывает о том, как этого добился.

Сами Паяри и Марко Салминен, Ford Fiesta Rally4 (K4 MSRT1), ралли Эстония 2020
Фото: M-Sport

«Это был мой первый "настоящий" гоночный автомобиль, – уверяет он. – Я еще раз скажу – и вы не раз еще это услышите – что в тот момент сбылась моя мечта. Чтобы стартовать в чемпионате, пришлось получить разрешение на раннюю сдачу экзамена по вождению, и какое же это было удовольствие!


А еще пришлось научиться записывать стенограмму, потому что до этого момента там, где я стартовал, стенограммы не было».

Навыки, продемонстрированные за рулем Opel Astra, подтвердились полностью. Стартуя исключительно на территории Финляндии, Сами завоевал титул в своем классе и, самое главное, получил главный приз, присуждаемый национальной федерацией. В том году AKK Sports присудила Паяри звание надежды сезона – юноша стал победителем премии Flying Finn Future Star.


Это означало, что вслед за Теему Суниненом (2014), Яри Хуттуненом (2015) и Эмилем Линдхольмом (2017) Паяри получил «стипендию» в размере €90 000 на сезон-2020. С помощью Pirelli и M-Sport он очутился на старте чемпионата JWRC.

Сами Паяри и Марко Салминен, Ford Fiesta Rally4 (K4 MSRT1), ралли Сардиния 2020
Фото: M-Sport

Чемпион мира среди юниоров


«Учитывая, откуда я пришел, казалось немыслимым дойти до этого момента, – улыбается он. – И всё же это был самый логичный и подходящий шаг.


JWRC позволил нам открыть для себя другие гонки и выбраться за пределы Финляндии. Тот факт, что у нас был разумный бюджет, позволил нам много стартовать (Сами принял участие в десяти ралли) и набираться опыта».


Не пропуская ни единого шага, Сами сумел грамотно использовать этот «учебный» год, чтобы в 2021-м завоевать титул чемпиона молодежной серии – став, к слову, первым финном, которому это удалось.


«Завоевать такой титул – огромная радость, – говорит он. – В Каталонии (на финальном этапе сезона) собралась вся моя семья, а также друзья, которые смогли приехать. Это прекрасное воспоминание».

Чемпионы Junior WRC (JWRC) 2021 года Сами Паяри и Марко Салминен, ралли Каталония
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

Чемпионом мира Сами стал всего через пять лет после дебюта в ралли и на второй сезон участия в JWRC.


Наградой стали несколько стартов на следующий год в зачете WRC2. Вместо того, чтобы ухватиться за этот приз – который нередко оказывался ловушкой для его обладателей – Паяри и его окружение приняли решение проехать в JWRC второй сезон.


«В этом был смысл, – объясняет он. – В 2022-м чемпионат перешел с моноприводных машин на Fiesta Rally3. Я никогда не ездил на такой технике, и этот вариант стал для меня хорошей возможностью набрать нужный опыт.


Более того, сохранив часть бюджета, предназначавшегося для Rally2, мы смогли участвовать в большем количестве гонок – и не только в Rally3».

Сами Паяри и Энни Мялконен, Škoda Fabia Rally2 evo (AW TS 321), ралли Финляндия 2022
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

Возможностью попробовать себя за рулем Rally2 Паяри для начала воспользовался на родине – на знакомых ему спецучастках. За этим последовали осторожные старты в чемпионате мира, где можно было помериться силами с пилотами, регулярно сражающимися за титул.


В паре стартов ему удалось занять третье место в молодежном зачете WRC2 Junior, но главное было не в этом. Теперь Сами почувствовал, что готов к следующему испытанию: сезону-2023 в WRC2.


Сверх ожиданий


Что поражает в этом молодом человеке, которому нет и 22 лет, – так это его рассудительность. Тогда как его результаты могли бы разжечь в нем амбиции, он по-прежнему не витает в облаках.

Сами Паяри и Энни Мялконен, Škoda Fabia RS Rally2 (AW TS 401), ралли Швеция 2023
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

«Ну а на что я мог надеяться перед сезоном? – спрашивает он. – Среди участников пять пилотов, которые уже стартовали на технике WRC или Rally1. Хватает и тех, кто давно катает в этой серии. А у нас за плечами пять стартов с Rally2... этого явно недостаточно для того, чтобы на что-то рассчитывать.


Так что мы попытались спрогнозировать, что нас может ожидать. Сейчас осталось четыре этапа, и наши результаты оказались намного выше тех, что мы предполагали».


Как и в начале карьеры, Паяри повел себя крайне разумно, в конце 2022-го приняв участие в ралли Япония в составе Toksport WRT. Помимо того, что таким образом он открыл для себя важное ралли в календаре чемпионата мира, финн научился работать с командой, базирующейся в Германии.


«С самого начала всё работает как надо, – говорит он. – У нас неограниченный обмен информацией с другими экипажами. Различия между автомобилями невелики, так что всё зависит от того, как ты работаешь за рулем.

Сами Паяри и Энни Мялконен, Škoda Fabia RS Rally2 (AW TS 401), ралли Хорватия 2023
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

Год начался не очень удачно: пока наши соперники по чемпионату отправлялись на перевал Турини, я лежал в больнице Монако с пищевым отравлением. Не самый приятный эпизод».


Последующие этапы прошли куда плодотворнее: Сами трижды финишировал на подиуме, попутно завоевав первую победу в WRC2. Учитывая ограниченный опыт выступлений на асфальте, ему пока только предстоит продемонстрировать какой-то прогресс на этом типе покрытия. Как показало пятое место по итогам ралли Хорватия, потенциал у Сами серьезный.


Не будем забывать и об уровне конкуренции в WRC2 в текущем сезоне. За исключением Йоана Росселя (Citroën C3 Rally2), Адриена Фурмо (Ford Fiesta Rally2) и Эмиля Линдхольма (Hyundai i20 N Rally2), остальные выступают за рулем автомобилей Škoda. В этой импровизированной моносерии зачастую всё зависит только от пилота, и Паяри демонстрирует высокие результаты.

Сами Паяри и Энни Мялконен, Škoda Fabia RS Rally2 (AW TS 401), ралли Эстония 2023
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

В Эстонии он до самого конца держал в холодном поту Андреаса Миккельсена. Десять дней спустя, в Финляндии, Сами сражался с Яри Хуттуненом – и вышел из этой схватки победителем.


«Сезон и до этого момента складывался неплохо, но победа в Финляндии – это большая радость для меня, – с удовольствием вспоминает финн. – Я не собираюсь притворяться, будто мне было легко, но в эти месяцы мы действительно показывали хорошие результаты.


Мы были быстры на нескольких этапах и теперь занимаем третье место в чемпионате. Дальше я стартую на ралли Акрополь, а что будет после этого – пока не знаю. Думаю, у нас еще есть шанс на титул, хотя конкуренция очень высока».

Сами Паяри и Энни Мялконен, Škoda Fabia RS Rally2 (AW TS 401), ралли Сардиния 2023
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

Не загадывая наперед


Не дожидаясь окончания этого сезона, Сами Паяри уже смотрит в будущее. Крайне важно реалистично оценивать ситуацию в группе Rally1. Если не произойдет ничего из ряда вон выходящего, то особых движений на рынке пилотов не предвидится – и выбор места для молодого гонщика будет невелик. Это, похоже, не беспокоит финна вообще.


«Я не знаю, что будет дальше, – уверяет он, – Но не думаю, что есть смысл ехать в Rally1 в плохой форме. Пусть лучше я проведу еще один сезон в WRC2 и подготовлюсь как следует.


Посмотрите на двух последних чемпионов (Андреаса Миккельсена в 2021 году и Эмиля Линдхольма в 2022-м): им так и не удалось попали в высший дивизион, так что титул ничего не гарантирует. Я убежден, что может сработать и вариант, при котором пилот неизменно показывает себя и быстрым, и надежным».

Сами Паяри и Энни Мялконен, Škoda Fabia RS Rally2, ралли Финляндия 2023
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

Говоря о своем будущем, Паяри не касается слухов о предполагаемом контракте с Toyota. Учитывая, что японская марка готовит автомобиль GR Yaris группы Rally2, может ли финн стать ведущим пилотом команды – разумеется, частной, но при поддержке TGR? Может ли Яри-Матти Латвала, постоянно общающийся с этим подающим надежды гонщиком, помочь ему сделать следующий шаг?


У Финляндии есть Калле Рованпера, но не стоит забывать и об Эсапекке Лаппи, который никогда не показывал столь высоких результатов, и о Теему Сунинене, получившем в Hyundai возможность дальнейшего роста, и об Эмиле Линдхольме, который сегодня также находится в «инкубаторе» корейского производителя и может однажды получить свой шанс.


Финские гонщики по-прежнему занимают первые позиции в списках на места в заводских командах. Сами Паяри вполне может претендовать на одну из главных ролей.


Сами Паяри, Toksport WRT, ралли Монте-Карло 2023
Фото: Predrag Vuckovic / Red Bull Content Pool
Сами Паяри

Родился 1 декабря 2001 в Лахти (Финляндия). 21 год.

2017: дебют в ралли
2018: чемпион молодежной серии (Nuorten Cup)
2019: чемпион Финляндии (SM3); дебют в чемпионате мира (ралли Финляндия, Ford Fiesta R2, сход)
2021: чемпион JWRC
2023: пилот Toksport WRT в WRC2
Поддержать проект RallyZone.ru