В то время как Калле Рованпера в свои всего-то 23 года уже находится на вершине WRC, еще один молодой скандинав, похоже, обладает всем необходимым для достижения самого высокого уровня.
По материалам AUTOhebdo
Первое, что бросается в глаза в Сами Паяри – его спокойствие. Это видно не только по тому, как он двигается. Его ответы на безупречном английском всегда тщательно продуманы, и он очень старается, чтобы его поняли. Этот пунктуальный молодой человек, похоже, никогда не торопится – а скорость свою демонстрирует на спецучастках.
Родившийся в Лахти 1 декабря 2001 года Сами Паяри мог бы выбрать лыжные гонки или прыжки с трамплина – как раз те спортивные дисциплины, международные состязания по которым проводятся в его родном городе, что расположен в 105 км к северу от Хельсинки и в 170 км к югу от Ювяскюля. Вместо этого он выбрал ралли, пройдя по классическому пути – хотя и с некоторыми нюансами.
![Сами Паяри, Toksport WRT, ралли Монте-Карло 2023](https://static.tildacdn.com/tild6465-3639-4566-a166-643639343638/2-Sami-Pajari.jpg)
«Думаю, первое мое воспоминание об автомобилях – это Ford Escort... или Volvo 240, на которой гонялся мой отец, - пытается вспомнить он. – Мне тогда было, наверное, лет пять или шесть. Конечно, свою роль сыграло то, что я регулярно видел, как он тестируется. Так часто и бывает.
Он занимался ралли с абсолютно любительским подходом: единственной его целью было хорошо провести время. С моим братом Нико, который старше меня на три года, мы изредка ездили на гонки, в которых участвовал отец. С другой стороны, мы ездили с ним и на другие гонки... когда машина отца оставалась в гараже. Наверное, отсюда и интерес».
И хотя Пертти, отец гонщика, знал об увлечении своих сыновей, он ничего не предпринимал для его поощрения и развития.
«Ралли всегда было для меня на первом месте, – подтверждает Сами. – Отец и брат смотрели по телевизору гонки "Формулы-1", но мне они казались ужасно скучными. Там же ничего не происходило!
![Сами Паяри и Антти Хаапала, Ford Fiesta R2T19 (K2 MSRT2), ралли Финляндия 2019](https://static.tildacdn.com/tild3233-3963-4739-b836-383839373532/1-Sami-Pajari.jpg)
Вместе с братом мы смотрели множество раллийных видеофильмов – не только современных. Когда я был помладше, мне особенно нравилось наблюдать за Ари Ватаненом. Потом был период "Себастьенов", Лёба и Ожье. Кроме того, я был фанатом эры Микко Хирвонена и Яри-Матти Латвалы».
Скромные амбиции
Для кого-то увлечение ралли выливается в желание стать самостоятельным гонщиком. Для Сами Паяри это было не совсем так.
«Я всего лишь хотел попробовать принять участие в гонках, чтобы понять, получится ли у меня вообще, – говорит он. – Я не ставил перед собой цель сделать карьеру или завоевать какой-либо титул. Всё, чего мы хотели – хорошо провести время».
Пожалуй, это объясняет, почему он никогда не планировал развивать свой талант, стартуя в Латвии или Эстонии, где участвовать в соревнованиях можно в самом юном возрасте.
![Шлем Сами Паяри, Ford Fiesta Rally4 (K2 MSRT9), ралли Эстония 2021](https://static.tildacdn.com/tild3234-3265-4462-b231-383261623530/3-Sami-Pajari.jpg)
«Мы всё равно не могли себе этого позволить, – улыбается он. – Я немного занимался картингом, но это было очень дорого.
Да, быть может, я и начал ездить в 6-7 лет по дорожке перед гаражом или зимой по обледенелым дорогам, еще когда даже не мог дотянуться до педалей, – но это никогда не было моим постоянным занятием. Прошло какое-то время за рулем спортивного автомобиля, прежде чем я принял участие в своем первом спринте».
Еще до достижения совершеннолетия Сами Паяри начал в 2016 году с самой нижней ступеньки – с Opel Astra G.
«Поначалу я участвовал в соревнованиях, где штурман не требовался, – вспоминает он. – Поскольку водительского удостоверения у меня не было, я не мог стартовать на слишком мощном автомобиле. Поэтому Opel, который мы подготовили, был строго стандартным. Мы даже шины не меняли, все изменения были ограничены наличием каркаса безопасности.
![Сами Паяри и Марко Салминен, Ford Fiesta R2T19 (K4 MSRT1), ралли Швеция 2020](https://static.tildacdn.com/tild6532-3037-4734-b635-643163313066/4-Sami-Pajari.jpg)
До сих пор помню свой первый старт. Мне очень хотелось попробовать – и вот мечта, наконец-то, сбылась, я на старте, но пребываю в диком напряжении. В тот момент хотелось оказаться где угодно, только не здесь!»
Помимо того, что в процессе становления Паяри не покидал пределы Финляндии, его путь отличается от пути некоторых его коллег еще и тем, что рядом с ним в машине находился его отец.
«Это никогда не было для меня бременем и не создавало давления, – говорит он. – Целью таких уик-эндов было только развлечение, не более.
Отец делал всё, чтобы мы с братом участвовали в гонках, и при этом не требовал от нас результатов. Я знаю, что это может привести к завышенным ожиданиям и разочарованию, но наши отношения складывались иначе, и я могу только поблагодарить его за это».
![Сами Паяри и Марко Салминен, Ford Fiesta R2T19 (K4 MSRT1), ралли Швеция 2020](https://static.tildacdn.com/tild6166-6364-4162-b166-376633303031/5-Sami-Pajari.jpg)
Не имея высоких устремлений, Сами, тем не менее, демонстрировал хорошие результаты и начал добиваться первых побед. Это подтолкнуло его к дальнейшим поискам.
Трофеи и восхождение на вершину
Уже в 2017 году на домашних полках стали появляться кубки за победы. Сами пилотировал на спецучастках, а его отец садился за руль на дорожных секциях. В 2018-м сбор «урожая» продолжился: в конце сезона Паяри стал победителем Nuorten Cup – молодежной серии, созданной для юных участников, стартующих на малолитражных автомобилях.
Дважды «попробовав» по ходу сезона Ford Fiesta R2, более конкурентоспособную по сравнению с привычным Opel Astra, в 2019-м финн перебрался в чемпионат страны. Сегодня он с энтузиазмом рассказывает о том, как этого добился.
![Сами Паяри и Марко Салминен, Ford Fiesta Rally4 (K4 MSRT1), ралли Эстония 2020](https://static.tildacdn.com/tild6535-3931-4537-b433-653362623336/6-Sami-Pajari.jpg)
«Это был мой первый "настоящий" гоночный автомобиль, – уверяет он. – Я еще раз скажу – и вы не раз еще это услышите – что в тот момент сбылась моя мечта. Чтобы стартовать в чемпионате, пришлось получить разрешение на раннюю сдачу экзамена по вождению, и какое же это было удовольствие!
А еще пришлось научиться записывать стенограмму, потому что до этого момента там, где я стартовал, стенограммы не было».
Навыки, продемонстрированные за рулем Opel Astra, подтвердились полностью. Стартуя исключительно на территории Финляндии, Сами завоевал титул в своем классе и, самое главное, получил главный приз, присуждаемый национальной федерацией. В том году AKK Sports присудила Паяри звание надежды сезона – юноша стал победителем премии Flying Finn Future Star.
Это означало, что вслед за Теему Суниненом (2014), Яри Хуттуненом (2015) и Эмилем Линдхольмом (2017) Паяри получил «стипендию» в размере €90 000 на сезон-2020. С помощью Pirelli и M-Sport он очутился на старте чемпионата JWRC.
![Сами Паяри и Марко Салминен, Ford Fiesta Rally4 (K4 MSRT1), ралли Сардиния 2020](https://static.tildacdn.com/tild3636-3561-4862-b833-326661343165/7-Sami-Pajari.jpg)
Чемпион мира среди юниоров
«Учитывая, откуда я пришел, казалось немыслимым дойти до этого момента, – улыбается он. – И всё же это был самый логичный и подходящий шаг.
JWRC позволил нам открыть для себя другие гонки и выбраться за пределы Финляндии. Тот факт, что у нас был разумный бюджет, позволил нам много стартовать (Сами принял участие в десяти ралли) и набираться опыта».
Не пропуская ни единого шага, Сами сумел грамотно использовать этот «учебный» год, чтобы в 2021-м завоевать титул чемпиона молодежной серии – став, к слову, первым финном, которому это удалось.
«Завоевать такой титул – огромная радость, – говорит он. – В Каталонии (на финальном этапе сезона) собралась вся моя семья, а также друзья, которые смогли приехать. Это прекрасное воспоминание».
![Чемпионы Junior WRC (JWRC) 2021 года Сами Паяри и Марко Салминен, ралли Каталония](https://static.tildacdn.com/tild6163-3038-4361-b665-363636373165/8-Sami-Pajari.jpg)
Чемпионом мира Сами стал всего через пять лет после дебюта в ралли и на второй сезон участия в JWRC.
Наградой стали несколько стартов на следующий год в зачете WRC2. Вместо того, чтобы ухватиться за этот приз – который нередко оказывался ловушкой для его обладателей – Паяри и его окружение приняли решение проехать в JWRC второй сезон.
«В этом был смысл, – объясняет он. – В 2022-м чемпионат перешел с моноприводных машин на Fiesta Rally3. Я никогда не ездил на такой технике, и этот вариант стал для меня хорошей возможностью набрать нужный опыт.
Более того, сохранив часть бюджета, предназначавшегося для Rally2, мы смогли участвовать в большем количестве гонок – и не только в Rally3».
![Сами Паяри и Энни Мялкёнен, Škoda Fabia Rally2 evo (AW TS 321), ралли Финляндия 2022](https://static.tildacdn.com/tild6630-3164-4363-b436-343839303130/9-Sami-Pajari.jpg)
Возможностью попробовать себя за рулем Rally2 Паяри для начала воспользовался на родине – на знакомых ему спецучастках. За этим последовали осторожные старты в чемпионате мира, где можно было помериться силами с пилотами, регулярно сражающимися за титул.
В паре стартов ему удалось занять третье место в молодежном зачете WRC2 Junior, но главное было не в этом. Теперь Сами почувствовал, что готов к следующему испытанию: сезону-2023 в WRC2.
Сверх ожиданий
Что поражает в этом молодом человеке, которому нет и 22 лет, – так это его рассудительность. Тогда как его результаты могли бы разжечь в нем амбиции, он по-прежнему не витает в облаках.
![Сами Паяри и Энни Мялкёнен, Škoda Fabia RS Rally2 (AW TS 401), ралли Швеция 2023](https://static.tildacdn.com/tild3635-6261-4564-b831-316139316334/10-Sami-Pajari.jpg)
«Ну а на что я мог надеяться перед сезоном? – спрашивает он. – Среди участников пять пилотов, которые уже стартовали на технике WRC или Rally1. Хватает и тех, кто давно катает в этой серии. А у нас за плечами пять стартов с Rally2... этого явно недостаточно для того, чтобы на что-то рассчитывать.
Так что мы попытались спрогнозировать, что нас может ожидать. Сейчас осталось четыре этапа, и наши результаты оказались намного выше тех, что мы предполагали».
Как и в начале карьеры, Паяри повел себя крайне разумно, в конце 2022-го приняв участие в ралли Япония в составе Toksport WRT. Помимо того, что таким образом он открыл для себя важное ралли в календаре чемпионата мира, финн научился работать с командой, базирующейся в Германии.
«С самого начала всё работает как надо, – говорит он. – У нас неограниченный обмен информацией с другими экипажами. Различия между автомобилями невелики, так что всё зависит от того, как ты работаешь за рулем.
![Сами Паяри и Энни Мялкёнен, Škoda Fabia RS Rally2 (AW TS 401), ралли Хорватия 2023](https://static.tildacdn.com/tild3938-3831-4031-b332-623135626566/11-Sami-Pajari.jpg)
Год начался не очень удачно: пока наши соперники по чемпионату отправлялись на перевал Турини, я лежал в больнице Монако с пищевым отравлением. Не самый приятный эпизод».
Последующие этапы прошли куда плодотворнее: Сами трижды финишировал на подиуме, попутно завоевав первую победу в WRC2. Учитывая ограниченный опыт выступлений на асфальте, ему пока только предстоит продемонстрировать какой-то прогресс на этом типе покрытия. Как показало пятое место по итогам ралли Хорватия, потенциал у Сами серьезный.
Не будем забывать и об уровне конкуренции в WRC2 в текущем сезоне. За исключением Йоана Росселя (Citroën C3 Rally2), Адриена Фурмо (Ford Fiesta Rally2) и Эмиля Линдхольма (Hyundai i20 N Rally2), остальные выступают за рулем автомобилей Škoda. В этой импровизированной моносерии зачастую всё зависит только от пилота, и Паяри демонстрирует высокие результаты.
![Сами Паяри и Энни Мялкёнен, Škoda Fabia RS Rally2 (AW TS 401), ралли Эстония 2023](https://static.tildacdn.com/tild3335-6632-4335-a534-323431636334/12-Sami-Pajari.jpg)
В Эстонии он до самого конца держал в холодном поту Андреаса Миккельсена. Десять дней спустя, в Финляндии, Сами сражался с Яри Хуттуненом – и вышел из этой схватки победителем.
«Сезон и до этого момента складывался неплохо, но победа в Финляндии – это большая радость для меня, – с удовольствием вспоминает финн. – Я не собираюсь притворяться, будто мне было легко, но в эти месяцы мы действительно показывали хорошие результаты.
Мы были быстры на нескольких этапах и теперь занимаем третье место в чемпионате. Дальше я стартую на ралли Акрополь, а что будет после этого – пока не знаю. Думаю, у нас еще есть шанс на титул, хотя конкуренция очень высока».
![Сами Паяри и Энни Мялкёнен, Škoda Fabia RS Rally2 (AW TS 401), ралли Сардиния 2023](https://static.tildacdn.com/tild3833-3436-4635-b231-613437346134/13-Sami-Pajari.jpg)
Не загадывая наперед
Не дожидаясь окончания этого сезона, Сами Паяри уже смотрит в будущее. Крайне важно реалистично оценивать ситуацию в группе Rally1. Если не произойдет ничего из ряда вон выходящего, то особых движений на рынке пилотов не предвидится – и выбор места для молодого гонщика будет невелик. Это, похоже, не беспокоит финна вообще.
«Я не знаю, что будет дальше, – уверяет он, – Но не думаю, что есть смысл ехать в Rally1 в плохой форме. Пусть лучше я проведу еще один сезон в WRC2 и подготовлюсь как следует.
Посмотрите на двух последних чемпионов (Андреаса Миккельсена в 2021 году и Эмиля Линдхольма в 2022-м): им так и не удалось попасть в высший дивизион, так что титул ничего не гарантирует. Я убежден, что может сработать и вариант, при котором пилот неизменно показывает себя и быстрым, и надежным».
![Сами Паяри и Энни Мялкёнен, Škoda Fabia RS Rally2, ралли Финляндия 2023](https://static.tildacdn.com/tild3866-6531-4634-a163-643765393164/14-Sami-Pajari.jpg)
Говоря о своем будущем, Паяри не касается слухов о предполагаемом контракте с Toyota. Учитывая, что японская марка готовит автомобиль GR Yaris группы Rally2, может ли финн стать ведущим пилотом команды – разумеется, частной, но при поддержке TGR? Может ли Яри-Матти Латвала, постоянно общающийся с этим подающим надежды гонщиком, помочь ему сделать следующий шаг?
У Финляндии есть Калле Рованпера, но не стоит забывать и об Эсапекке Лаппи, который никогда не показывал столь высоких результатов, и о Теему Сунинене, получившем в Hyundai возможность дальнейшего роста, и об Эмиле Линдхольме, который сегодня также находится в «инкубаторе» корейского производителя и может однажды получить свой шанс.
Финские гонщики по-прежнему занимают первые позиции в списках на места в заводских командах. Сами Паяри вполне может претендовать на одну из главных ролей.
![Сами Паяри, Toksport WRT, ралли Монте-Карло 2023](https://static.tildacdn.com/tild3934-3137-4438-b161-326234666564/Sami-Pajari.jpg)
Сами Паяри
Родился 1 декабря 2001 в Лахти (Финляндия). 21 год.
2017: дебют в ралли
2018: чемпион молодежной серии (Nuorten Cup)
2019: чемпион Финляндии (SM3); дебют в чемпионате мира (ралли Финляндия, Ford Fiesta R2, сход)
2021: чемпион JWRC
2023: пилот Toksport WRT в WRC2
![](https://static.tildacdn.com/tild6636-6133-4439-b034-623564383735/telegram_logo_rz.png)
![Поддержать проект RallyZone.ru](https://static.tildacdn.com/tild6637-3534-4836-b937-343764383061/b_logo_7.png)