В то время как Калле Рованпера в свои всего-то 23 года уже находится на вершине WRC, еще один молодой скандинав, похоже, обладает всем необходимым для достижения самого высокого уровня.
По материалам AUTOhebdo
Первое, что бросается в глаза в Сами Паяри – его спокойствие. Это видно не только по тому, как он двигается. Его ответы на безупречном английском всегда тщательно продуманы, и он очень старается, чтобы его поняли. Этот пунктуальный молодой человек, похоже, никогда не торопится – а скорость свою демонстрирует на спецучастках.
Родившийся в Лахти 1 декабря 2001 года Сами Паяри мог бы выбрать лыжные гонки или прыжки с трамплина – как раз те спортивные дисциплины, международные состязания по которым проводятся в его родном городе, что расположен в 105 км к северу от Хельсинки и в 170 км к югу от Ювяскюля. Вместо этого он выбрал ралли, пройдя по классическому пути – хотя и с некоторыми нюансами.
«Думаю, первое мое воспоминание об автомобилях – это Ford Escort... или Volvo 240, на которой гонялся мой отец, - пытается вспомнить он. – Мне тогда было, наверное, лет пять или шесть. Конечно, свою роль сыграло то, что я регулярно видел, как он тестируется. Так часто и бывает.
Он занимался ралли с абсолютно любительским подходом: единственной его целью было хорошо провести время. С моим братом Нико, который старше меня на три года, мы изредка ездили на гонки, в которых участвовал отец. С другой стороны, мы ездили с ним и на другие гонки... когда машина отца оставалась в гараже. Наверное, отсюда и интерес».
И хотя Пертти, отец гонщика, знал об увлечении своих сыновей, он ничего не предпринимал для его поощрения и развития.
«Ралли всегда было для меня на первом месте, – подтверждает Сами. – Отец и брат смотрели по телевизору гонки "Формулы-1", но мне они казались ужасно скучными. Там же ничего не происходило!
Вместе с братом мы смотрели множество раллийных видеофильмов – не только современных. Когда я был помладше, мне особенно нравилось наблюдать за Ари Ватаненом. Потом был период "Себастьенов", Лёба и Ожье. Кроме того, я был фанатом эры Микко Хирвонена и Яри-Матти Латвалы».
Скромные амбиции
Для кого-то увлечение ралли выливается в желание стать самостоятельным гонщиком. Для Сами Паяри это было не совсем так.
«Я всего лишь хотел попробовать принять участие в гонках, чтобы понять, получится ли у меня вообще, – говорит он. – Я не ставил перед собой цель сделать карьеру или завоевать какой-либо титул. Всё, чего мы хотели – хорошо провести время».
Пожалуй, это объясняет, почему он никогда не планировал развивать свой талант, стартуя в Латвии или Эстонии, где участвовать в соревнованиях можно в самом юном возрасте.
«Мы всё равно не могли себе этого позволить, – улыбается он. – Я немного занимался картингом, но это было очень дорого.
Да, быть может, я и начал ездить в 6-7 лет по дорожке перед гаражом или зимой по обледенелым дорогам, еще когда даже не мог дотянуться до педалей, – но это никогда не было моим постоянным занятием. Прошло какое-то время за рулем спортивного автомобиля, прежде чем я принял участие в своем первом спринте».
Еще до достижения совершеннолетия Сами Паяри начал в 2016 году с самой нижней ступеньки – с Opel Astra G.
«Поначалу я участвовал в соревнованиях, где штурман не требовался, – вспоминает он. – Поскольку водительского удостоверения у меня не было, я не мог стартовать на слишком мощном автомобиле. Поэтому Opel, который мы подготовили, был строго стандартным. Мы даже шины не меняли, все изменения были ограничены наличием каркаса безопасности.
До сих пор помню свой первый старт. Мне очень хотелось попробовать – и вот мечта, наконец-то, сбылась, я на старте, но пребываю в диком напряжении. В тот момент хотелось оказаться где угодно, только не здесь!»
Помимо того, что в процессе становления Паяри не покидал пределы Финляндии, его путь отличается от пути некоторых его коллег еще и тем, что рядом с ним в машине находился его отец.
«Это никогда не было для меня бременем и не создавало давления, – говорит он. – Целью таких уик-эндов было только развлечение, не более.
Отец делал всё, чтобы мы с братом участвовали в гонках, и при этом не требовал от нас результатов. Я знаю, что это может привести к завышенным ожиданиям и разочарованию, но наши отношения складывались иначе, и я могу только поблагодарить его за это».
Не имея высоких устремлений, Сами, тем не менее, демонстрировал хорошие результаты и начал добиваться первых побед. Это подтолкнуло его к дальнейшим поискам.
Трофеи и восхождение на вершину
Уже в 2017 году на домашних полках стали появляться кубки за победы. Сами пилотировал на спецучастках, а его отец садился за руль на дорожных секциях. В 2018-м сбор «урожая» продолжился: в конце сезона Паяри стал победителем Nuorten Cup – молодежной серии, созданной для юных участников, стартующих на малолитражных автомобилях.
Дважды «попробовав» по ходу сезона Ford Fiesta R2, более конкурентоспособную по сравнению с привычным Opel Astra, в 2019-м финн перебрался в чемпионат страны. Сегодня он с энтузиазмом рассказывает о том, как этого добился.
«Это был мой первый "настоящий" гоночный автомобиль, – уверяет он. – Я еще раз скажу – и вы не раз еще это услышите – что в тот момент сбылась моя мечта. Чтобы стартовать в чемпионате, пришлось получить разрешение на раннюю сдачу экзамена по вождению, и какое же это было удовольствие!
А еще пришлось научиться записывать стенограмму, потому что до этого момента там, где я стартовал, стенограммы не было».
Навыки, продемонстрированные за рулем Opel Astra, подтвердились полностью. Стартуя исключительно на территории Финляндии, Сами завоевал титул в своем классе и, самое главное, получил главный приз, присуждаемый национальной федерацией. В том году AKK Sports присудила Паяри звание надежды сезона – юноша стал победителем премии Flying Finn Future Star.
Это означало, что вслед за Теему Суниненом (2014), Яри Хуттуненом (2015) и Эмилем Линдхольмом (2017) Паяри получил «стипендию» в размере €90 000 на сезон-2020. С помощью Pirelli и M-Sport он очутился на старте чемпионата JWRC.
Чемпион мира среди юниоров
«Учитывая, откуда я пришел, казалось немыслимым дойти до этого момента, – улыбается он. – И всё же это был самый логичный и подходящий шаг.
JWRC позволил нам открыть для себя другие гонки и выбраться за пределы Финляндии. Тот факт, что у нас был разумный бюджет, позволил нам много стартовать (Сами принял участие в десяти ралли) и набираться опыта».
Не пропуская ни единого шага, Сами сумел грамотно использовать этот «учебный» год, чтобы в 2021-м завоевать титул чемпиона молодежной серии – став, к слову, первым финном, которому это удалось.
«Завоевать такой титул – огромная радость, – говорит он. – В Каталонии (на финальном этапе сезона) собралась вся моя семья, а также друзья, которые смогли приехать. Это прекрасное воспоминание».
Чемпионом мира Сами стал всего через пять лет после дебюта в ралли и на второй сезон участия в JWRC.
Наградой стали несколько стартов на следующий год в зачете WRC2. Вместо того, чтобы ухватиться за этот приз – который нередко оказывался ловушкой для его обладателей – Паяри и его окружение приняли решение проехать в JWRC второй сезон.
«В этом был смысл, – объясняет он. – В 2022-м чемпионат перешел с моноприводных машин на Fiesta Rally3. Я никогда не ездил на такой технике, и этот вариант стал для меня хорошей возможностью набрать нужный опыт.
Более того, сохранив часть бюджета, предназначавшегося для Rally2, мы смогли участвовать в большем количестве гонок – и не только в Rally3».
Возможностью попробовать себя за рулем Rally2 Паяри для начала воспользовался на родине – на знакомых ему спецучастках. За этим последовали осторожные старты в чемпионате мира, где можно было помериться силами с пилотами, регулярно сражающимися за титул.
В паре стартов ему удалось занять третье место в молодежном зачете WRC2 Junior, но главное было не в этом. Теперь Сами почувствовал, что готов к следующему испытанию: сезону-2023 в WRC2.
Сверх ожиданий
Что поражает в этом молодом человеке, которому нет и 22 лет, – так это его рассудительность. Тогда как его результаты могли бы разжечь в нем амбиции, он по-прежнему не витает в облаках.
«Ну а на что я мог надеяться перед сезоном? – спрашивает он. – Среди участников пять пилотов, которые уже стартовали на технике WRC или Rally1. Хватает и тех, кто давно катает в этой серии. А у нас за плечами пять стартов с Rally2... этого явно недостаточно для того, чтобы на что-то рассчитывать.
Так что мы попытались спрогнозировать, что нас может ожидать. Сейчас осталось четыре этапа, и наши результаты оказались намного выше тех, что мы предполагали».
Как и в начале карьеры, Паяри повел себя крайне разумно, в конце 2022-го приняв участие в ралли Япония в составе Toksport WRT. Помимо того, что таким образом он открыл для себя важное ралли в календаре чемпионата мира, финн научился работать с командой, базирующейся в Германии.
«С самого начала всё работает как надо, – говорит он. – У нас неограниченный обмен информацией с другими экипажами. Различия между автомобилями невелики, так что всё зависит от того, как ты работаешь за рулем.
Год начался не очень удачно: пока наши соперники по чемпионату отправлялись на перевал Турини, я лежал в больнице Монако с пищевым отравлением. Не самый приятный эпизод».
Последующие этапы прошли куда плодотворнее: Сами трижды финишировал на подиуме, попутно завоевав первую победу в WRC2. Учитывая ограниченный опыт выступлений на асфальте, ему пока только предстоит продемонстрировать какой-то прогресс на этом типе покрытия. Как показало пятое место по итогам ралли Хорватия, потенциал у Сами серьезный.
Не будем забывать и об уровне конкуренции в WRC2 в текущем сезоне. За исключением Йоана Росселя (Citroën C3 Rally2), Адриена Фурмо (Ford Fiesta Rally2) и Эмиля Линдхольма (Hyundai i20 N Rally2), остальные выступают за рулем автомобилей Škoda. В этой импровизированной моносерии зачастую всё зависит только от пилота, и Паяри демонстрирует высокие результаты.
В Эстонии он до самого конца держал в холодном поту Андреаса Миккельсена. Десять дней спустя, в Финляндии, Сами сражался с Яри Хуттуненом – и вышел из этой схватки победителем.
«Сезон и до этого момента складывался неплохо, но победа в Финляндии – это большая радость для меня, – с удовольствием вспоминает финн. – Я не собираюсь притворяться, будто мне было легко, но в эти месяцы мы действительно показывали хорошие результаты.
Мы были быстры на нескольких этапах и теперь занимаем третье место в чемпионате. Дальше я стартую на ралли Акрополь, а что будет после этого – пока не знаю. Думаю, у нас еще есть шанс на титул, хотя конкуренция очень высока».
Не загадывая наперед
Не дожидаясь окончания этого сезона, Сами Паяри уже смотрит в будущее. Крайне важно реалистично оценивать ситуацию в группе Rally1. Если не произойдет ничего из ряда вон выходящего, то особых движений на рынке пилотов не предвидится – и выбор места для молодого гонщика будет невелик. Это, похоже, не беспокоит финна вообще.
«Я не знаю, что будет дальше, – уверяет он, – Но не думаю, что есть смысл ехать в Rally1 в плохой форме. Пусть лучше я проведу еще один сезон в WRC2 и подготовлюсь как следует.
Посмотрите на двух последних чемпионов (Андреаса Миккельсена в 2021 году и Эмиля Линдхольма в 2022-м): им так и не удалось попасть в высший дивизион, так что титул ничего не гарантирует. Я убежден, что может сработать и вариант, при котором пилот неизменно показывает себя и быстрым, и надежным».
Говоря о своем будущем, Паяри не касается слухов о предполагаемом контракте с Toyota. Учитывая, что японская марка готовит автомобиль GR Yaris группы Rally2, может ли финн стать ведущим пилотом команды – разумеется, частной, но при поддержке TGR? Может ли Яри-Матти Латвала, постоянно общающийся с этим подающим надежды гонщиком, помочь ему сделать следующий шаг?
У Финляндии есть Калле Рованпера, но не стоит забывать и об Эсапекке Лаппи, который никогда не показывал столь высоких результатов, и о Теему Сунинене, получившем в Hyundai возможность дальнейшего роста, и об Эмиле Линдхольме, который сегодня также находится в «инкубаторе» корейского производителя и может однажды получить свой шанс.
Финские гонщики по-прежнему занимают первые позиции в списках на места в заводских командах. Сами Паяри вполне может претендовать на одну из главных ролей.
Сами Паяри
Родился 1 декабря 2001 в Лахти (Финляндия). 21 год.
2017: дебют в ралли
2018: чемпион молодежной серии (Nuorten Cup)
2019: чемпион Финляндии (SM3); дебют в чемпионате мира (ралли Финляндия, Ford Fiesta R2, сход)
2021: чемпион JWRC
2023: пилот Toksport WRT в WRC2