Ралли

«Всегда любил ралли». Интервью с Хейкки Ковалайненом

Хейкки Ковалайнен
Фото: Naoki Kobayashi

Дебютирующий в чемпионате мира по ралли бывший пилот Формулы-1 признается в любви к дисциплине и делится своими соображениями относительно японского этапа WRC.

В эти выходные одним из центров притяжения внимания журналистов стал скромный участник ралли Япония, для которого эта гонка стала первым опытом участия в этапе чемпионата мира. Хейкки Ковалайнен – бывший пилот Формулы-1 и серии Super GT – к долгожданному дебюту подошел в статусе абсолютного чемпиона Японии... по ралли.

Последние несколько лет финн самым активным образом осваивал раллийную дисциплину: выступая за рулем заднеприводной Toyota GT86-R3 он в прошлом году стал чемпионом страны в зачете JN-2, а в 2022-м пересел на полный привод. За рулем немолодой Škoda Fabia R5 Хейкки уверенно взял чемпионский титул, а в этот уик-энд знакомится с миром большого ралли.

Собственно, именно это он и обсудил в беседе с корреспондентом AUTOhebdo еще до того, как отправиться на старт. Сегодня, за день до финиша ралли Япония, Ковалайнен занимает пятое место в зачете WRC2, уступая только лидерам мировой серии...

Хейкки Ковалайнен и Сае Китагава, Škoda Fabia R5 (1EZC-784), ралли Япония 2022
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content

Хейкки, вы провели долгую карьеру в кольцевых гонках, а в итоге стали чемпионом по ралли. Это весьма необычный сценарий...

Хейкки Ковалайнен: Это правда – и в моих планах таких достижений не значилось.

Последние восемь лет я регулярно приезжаю в Японию (Хейкки живет в Абу-Даби). В местных ралли я начал участвовать в 2016-м, так что сегодня могу похвастать неплохим опытом езды по японским дорогам.

Этот сезон мы начали, не понимая, чего ожидать, и для нас стал приятной неожиданностью тот факт, что мы сразу же оказались в игре. Я не думал, что к концу года буду сражаться за титул, но с первыми успехами мои амбиции только окрепли, мы поверили, что справимся... и справились.

А ведь до этого сезона ваш опыт пилотирования Rally2 оставлял желать лучшего, верно?

Хейкки Ковалайнен: Да, до этого года последний опыт датировался Arctic Rally 2015 – там я пилотировал Ford Fiesta R5, да еще и по снегу! После этого я выступал только на Toyota GT86, так что переход на Rally2 стал серьезным и непростым шагом.

Хейкки Ковалайнен, Škoda Fabia R5 (1EZC-784)
Фото: RALLY PLUS

Впрочем, у Rally3 (к которому и относится GT86-R3 Ковалайнена) есть преимущество в виде секвентальной коробки передач, а она позволяет использовать прием торможения левой ногой, который я использую всю карьеру. Это сильно всё упростило, хотя мне и пришлось адаптироваться к полному приводу.

Мой автомобиль – это R5, который изначально пилотировал Эсапекка Лаппи. Я даже попросил его объяснить мне, как управлять этой машиной, и он сказал, что мне нужно более агрессивно загружать переднюю ось, а заодно поделился разными решениями по настройке дифференциалов и подвески. Сработало просто отлично.

Стала ли стенограмма – как это часто бывает у выходцев из кольцевых гонок – особенно сложным для вас элементом?

Хейкки Ковалайнен: Определенно! Управлять автомобилем – моя работа. А машина – это всего лишь машина, и я могу управлять любой... если знаю трассу. А вот ехать быстро по дорогам общего пользования, которые видишь впервые – это задача гораздо сложнее. В этом плане GT86 оказался очень полезным для обучения работе со стенограммой.

Хейкки Ковалайнен и Сае Китагава, Škoda Fabia R5 (1EZC-784), ралли Япония 2022
Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content

Был ли в вашей карьере момент, когда вам пришлось выбирать между ралли и кольцом?

Хейкки Ковалайнен: Нет, такого момента не было. Я всегда любил ралли. У меня до сих пор хранится книга с автографами тех времен, когда я ездил смотреть на ралли «1000 озер».

Правда, однажды я попробовал картинг на парковке, и меня затянуло. Но я продолжал следить за WRC, лелея мысль, что, быть может, однажды мне выпадет шанс и самому принять участие в ралли. За последние годы я сделал это не один раз – но о титуле точно не помышлял.

Что думаете о маршруте ралли Япония?

Хейкки Ковалайнен: Спецучастки здесь типичные для местных дорог – точно такие же, что и в японском чемпионате. Дороги извилистые и узкие. Есть, тем не менее, несколько чуть более, чем обычно, быстрых секций. Пыль или дождь сильно осложнят дело. Повредить автомобиль здесь очень легко.

Хейкки Ковалайнен и Сае Китагава, Škoda Fabia R5 (1EZC-784)
Фото: Jun Uruno

В общем, на мой взгляд это просто еще одно ралли, но я уверен, что в гонке ощущения будут совершенно иными. Смотреть на спецучастки и ехать по ним – это совершенно разные ощущения.

Какую задачу ставите перед собой на гонку?

Хейкки Ковалайнен: Думаю, будет важно проявить терпение. Главная наша цель – получить удовольствие от гонки и добраться до финиша. Если сравнивать мой уровень с уровнем ребят из WRC2, то очевидно, что я буду отставать. И даже если обычно я требователен к себе, здесь я признаю тот факт, что не в состоянии бороться с раллистами, для которых это – работа. Но пусть только попробуют приехать на Судзуку, чтобы принять старт в этапе GT! Там-то всё будет иначе!

Уже составили график на следующий сезон?

Хейкки Ковалайнен: Пока нет. Я планирую вернуться в Финляндию, но это не будет проблемой в плане продолжения выступлений в Японии. Мне также хотелось бы проехать кое-какие этапы в Финляндии, но здесь пока ничего не решено.

RallyZone.ru в Telegram