Сирил Абитебуль подводит итоги своего дебютного сезона в непривычной среде обитания – чемпионате мира по ралли.
Назначенный в начале уходящего года на роль руководителя команды Hyundai Motorsport Сирил Абитебуль – персонаж в большом ралли весьма... необычный. Будучи выходцем из мира Формулы-1, французу пришлось потратить какое-то время на то, чтобы вникнуть в суть новой для себя игры – и по возможности перестроить вверенный ему коллектив.
По итогам года можно уверенно говорить о том, что новичок, в общем-то, справился. Освоившись в раллийной дисциплине, Абитебуль поделился своими впечатлениями от первого сезона с корреспондентом AUTOhebdo.
О чем вы подумали, когда ознакомились с мощностями Hyundai Motorsport в Германии?
Сирил Абитебуль: Что это именно то, что нужно, с точки зрения площадей и организации. Сейчас, впрочем, мы начинаем ощущать нехватку пространства, но в автоспорте это совершенно нормальное явление. Всегда хочется чего-то большего, а когда получаешь это – хочется еще больше!
А для чего вам дополнительное пространство?
Сирил Абитебуль: Нам необходимо обеспечить возможность комфортной работы, когда в 2027 году вступит в действие новый технический регламент WRC.
Если смотреть в разрезе разработки электромобиля, то в настоящее время мы вынуждены действовать в весьма ограниченном пространстве. У нас есть испытательный стенд для двигателя, на который мы можем установить гибридную установку, но на этом всё.
Если следующий технический регламент предложит нам больше возможностей для работы и вмешательства в эту технологию, мы не сможем заниматься этим здесь. Это одна из вещей, которую необходимо учитывать на будущее.
Каковы были ваши амбиции на старте сезона?
Сирил Абитебуль: Очевидно, что я ожидал чего-то получше. В прошлом году у Hyundai был хороший год (под руководством Жюльена Монсе команда одержала пять побед, что стало лучшим результатом с начала программы в 2013 году).
Я возглавил коллектив, который добился отличных результатов, но при этом пребывал в разочарованном состоянии. Я пришел, чтобы помочь, но мы не были столь великолепны, как в 2022-м, что, безусловно, плохо. Если смотреть только с моей точки зрения, то моя личная оценка – «посредственно».
Однако к этой оценке следует подходить осторожно, потому что в автоспорте существует определенный временной лаг между первопричиной и последствиями. Мы всегда видим последствия с некоторой задержкой. Этот год как раз и был следствием того, что происходило раньше. Это вопрос циклов, и то, что случилось в 2023-м, возникло в 2021-м или 2022-м. Теперь я должен быть уверен, что сезон-2024 станет шагом вперед по сравнению с нынешним сезоном.
Как вы оцените ситуацию по итогам сезона?
Сирил Абитебуль: Это достаточно просто. В принципе, Тьерри (Невилль) одержал две победы в прошлом году и повторил этот результат в этом. Отт в прошлом сезоне выигрывал трижды; на этот год мы его потеряли, а с ним – и три возможные победы. Экипажи Toyota были очень сильны и допустили минимальное количество ошибок, тогда как наши гонщики и команда ошибались чаще. Одной из моих задач станет искоренение этих ошибок.
Сейчас мы подошли к концу года, настало время подводить итоги. По моим подсчетам в совокупности – за счет ошибок Тьерри и наших ошибок – мы уступили примерно 86 очков. Мы учтем это, чтобы адаптировать нашу стратегию к следующему сезону.
В 2023-м вы открыли для себя совершенно новую автоспортивную дисциплину. Уяснили ли вы за прошедший сезон какие-то важные уроки?
Сирил Абитебуль: /длительное молчание/ Когда попадаешь в такую не похожую на Формулу-1 среду, учиться можно хоть каждый день. Уроков было множество. Если бы мне пришлось выбрать только один, то он заключался бы в том, что существуют стратегии, которые необходимо разрабатывать по ходу сезона, исходя из поставленных целей. Менеджменту следует хорошенько подумать над приоритетами.
Стремимся ли мы к победам на этапах или концентрируемся исключительно на борьбе за чемпионат? И то, и другое имеет свои преимущества с точки зрения освещения в прессе. Можно занимать первые места и получать положительные отзывы каждый понедельник после гонки. По статистике последних лет, можно также финишировать вторым в каждой гонке сезона, набирая очки на Power Stage – и всё равно выиграть титул. Будет ли это так же эффективно в плане освещения? Не уверен.
Так какой стратегии лучше придерживаться? Мы изучаем этот вопрос.
Самое важное из отмеченных мной изменений по сравнению с моим предыдущим опытом касается соотношения между риском и вознаграждением. Иногда для того, чтобы выиграть спецучасток или ралли, нужно настолько далеко выйти за грань, что это становится непропорциональным.
На кольце всё можно сделать за один круг. Ошибешься – остаются какие-то лазейки, какое-то пространство для того, чтобы продолжить и попытаться наверстать упущенное на следующем. Ошибки, которые могут остановить вас, можно допустить разве что в Сингапуре или Монте-Карло... /осекается, улыбается/ вот видите, уже говорю «Монте-Карло» вместо «Монако» – я теперь тоже раллист!
Ну а в ралли, если уж ошибся, то, скорее всего, окажешься где-то в кустах или под деревом. Поэтому очень важно подобрать наилучшую стратегию.
Что лично вы вынесли из первого опыта в ралли?
Сирил Абитебуль: Тот факт, что гоночный день начинается затемно, меня не удивил – к этому я был готов, как был готов и к тому, что не буду видеть наши автомобили на протяжении нескольких дней, до самого финиша.
Вместе с тем я не ожидал, что практически не буду оказывать никакого влияния на спортивную составляющую. Я полагал, что у меня будет больше возможностей для общения с гонщиками, будет активный радиообмен с экипажами, а на деле в ралли этого очень мало.
Иногда мне кажется, что мы вообще бесполезны применительно к тому, что происходит на спецучастках. Это очень странно, потому что в то же время у меня сложилось впечатление, что экипажи хотели бы, чтобы мы были больше вовлечены в процесс и чаще поддерживали их в том, с чем им приходится сталкиваться.
Да, действительно, многое зависит только от них. Это они выбирают шины, они решают, где и по какой схеме их ставить, это они должны убедиться в надежности автомобиля, это им надо готовиться к спецучасткам... И они в состоянии со всем этим справиться, но я думаю, что у нас должна быть возможность оказывать больше поддержки своим экипажам. Иначе мы должны исходить из принципа, что это состязание исключительно гонщиков, и если это так, то нам не нужно отправлять на ралли 60-70 человек и не нужно тратить такие большие суммы.
Я не говорю, что это неправильно. Но я считаю, что если это действительно так, то коммерческий профиль серии должен быть другим. И вот эта вот нехватка вовлеченности и минимальная помощь пилотам с нашей стороны стали самым большим для меня разочарованием.
На прежнем месте работы взаимодействие с пилотами было шире?
Сирил Абитебуль: И намного! Кольцевые гонки скоротечны, проще увидеть, как автомобиль проезжает мимо тебя несколько раз – трасса-то вот она, в нескольких метрах от тебя. А в WRC есть ощущение собственной незначительности.
В кольце ты принимаешь решения в течение всего уик-энда и особенно во время гонки. Эти решения очень важны, о них всем известно, их активно комментируют, и ты постоянно находишься в центре событий. В ралли мы находимся очень далеко, не связаны с экипажем и не можем повлиять на то, как разворачиваются события.
Насколько это актуально? Ну, как сказал бы Жан-Поль Сартр, мне не нравится это ощущение лишнего.
Вы пришли из Формулы-1. Легко ли вас приняли люди из мира ралли? Почувствовали ли вы, что к вам относятся с уважением?
Сирил Абитебуль: Не думаю, что это так – во всяком случае, пока. Надеюсь, уважение придет с результатами, которых мы пытаемся добиться. Меритократическая система существует во всех видах спорта, но в автоспорте это особенно заметно. Уважение и положение нужно заработать. От этого будет зависеть, что люди думают о тебе, и как они о тебе говорят.
Я не жду, что ко мне будут относиться с уважением на основании того, чем я занимался раньше, но в то же время надеюсь, что и особого вреда это мне не нанесет. Надеюсь, люди готовы принимать тот факт, что всегда возможны какие-то перестановки – как это произошло с Йостом Капито или Жаном Тодтом. Люди уходят, люди приходят. Я не требую какого-то особого к себе отношения, и прекрасно понимаю, что уважение основывается на эффективности и результатах.
Каким было ваше первое действие касательно организации команды?
Сирил Абитебуль: Когда я стал изучать структуру коллектива, мне стало ясно, что в ней есть серьезный пробел: у команды не было технического директора. Конечно, у нас было несколько очень хороших инженеров – в частности, Кристиан Лорье. Однако он числился консультантом, поэтому первое, что я сделал – успокоил его, предоставив ему в Hyundai конкретную должность руководителя программы.
Во-вторых, я должен признать, что нам очень повезло: один из самых успешных инженеров в новейшей истории ралли Франсуа-Ксавье Демезон как раз оказался доступен – и спасибо за это я должен сказать Джеймсу Ваулзу (с января 2023-го – руководителю Williams F1)!
Понятно, что это лишь верхушка айсберга: ни в автоспорте, ни в какой бы то ни было организации не существует чудесного решения, исправляющего всё. По правде говоря, я наметил себе 28 изменений, которые мне хотелось бы внести в команду.
И сколько из этого уже сделано?
Сирил Абитебуль: Не так много. Пожалуй, даже недостаточно. Пока всего пять. Да, это правда, что это не является частью культуры, принятой в Hyundai Motorsport, но я хочу верить, что это в том числе одна из причин, по которой я появился в этой команде.
Всё дело в людях и организации. Мне кажется, что сейчас слишком уж распространено мнение, что всё упирается в деньги. Возможно, у нас самый большой бюджет в WRC, но наши результаты показывают, что дело не только в деньгах. Я попытаюсь сдвинуть фокус и признать, что мы должны быть крайне заинтересованы в людях и в том, как они работают, а не просто искать гарантии наличия значительных ресурсов.
Одна из вещей, которую вы уже изменили, – состав экипажей. Так ли было необходимо, чтобы Тьерри Невилль перестал быть единственным гонщиком, способным защищать цвета Hyundai?
Сирил Абитебуль: Дело в том, что Тьерри очень часто оставался в одиночестве против нескольких соперников. Ему пришлось сражаться с Калле Рованперой, Элфином Эвансом и Себастьеном Ожье – и у него были гонки, на которых ему приходилось особенно непросто.
Думаю, это оказывало на него слишком сильное давление. Тот факт, что он предоставлен самому себе, заставлял его допускать ошибки. На нем лежала очень тяжелая задача, так что я считаю, что возвращение в команду Отта Тянака означает, что ему не придется нести груз надежд всей команды только на своих плечах.
Несомненно, у наличия в команде двух претендентов на титул есть и обратная сторона, но я готов принять последствия.
Учитывая подобранные вами экипажи, перекроенную структуру команды и ситуацию в Toyota, где Ожье и Рованпера стартуют по частичной программе, ощущаете ли вы больший прессинг перед новым сезоном?
Сирил Абитебуль: Определенно! Прессинг стал гораздо сильнее, но он же меня и приободряет. Такой прессинг я могу только приветствовать.