Ралли

Старый знакомый: возвращение шноркеля в WRC

Шноркель на Ford Puma Rally1, ралли Сафари 2024/Фото: M-Sport
Фото: M-Sport

В эти выходные автомобили Rally1 наконец-то приняли классический для ралли Сафари образ: с этого года в высший дивизион вернулась возможность устанавливать шноркели.

Новшество в регламенте чемпионата мира по ралли, совпавшее с переносом кенийской гонки на более традиционную мартовскую дату – в сезон дождей – позволило командам вернуться к этим устройствам. В предыдущий раз шноркели на автомобилях WRC в мировом первенстве видели в далеком теперь 2002 году.

Шноркель – это устройство, предназначенное для защиты двигателя от попадания в него воды или пыли, которые могут серьезно повлиять на процесс сгорания топлива, а то и повредить силовую установку. Ранее эти устройства активно использовали на ралли Сафари с его обилием мелкодисперсного песка и глубоких водных преград. В таких условиях достаточно доли секунды, чтобы залить двигатель и потерять всякие надежды на высокий результат.

Томми Мякинен и Кай Линдстрём, Subaru Impreza S7 WRC '01 (X27 SRT), ралли Сафари 2002
Фото: Subaru World Rally Team

По сути, шноркель позволяет двигателю всасывать чистый воздух в обход штатных воздухозаборников. Управление устройством возлагается на штурмана, который – как, например, в случае с M-Sport – нажимает специальную кнопку, чтобы активировать систему в потенциально неблагоприятных для мотора условиях.

На самом деле система может оставаться активированной на протяжении всего спецучастка, однако это значительно снизит производительность двигателя. Поэтому экипажи будут использовать шноркели только в случае необходимости.

«В принципе, шноркель выполняет роль дополнительного воздухозаборника, – объясняет ведущий инженер по разработке M-Sport Тим Джексон. – Мы все хорошо знаем, что в Кении много мягкого песка – того самого, что называют "феш-феш" – и он часто поднимается в воздух над автомобилем. Достаточно одного мгновения, чтобы всё пошло прахом.

Кроме того, поскольку в этом году ралли проводится раньше, чем в предыдущие годы, довольно высока вероятность, что на трассе будет очень мокро. Главная задача – получить устройство, которое обеспечит максимальную чистоту воздуха, поступающего в двигатель, сохраняя его производительность.

Адриен Фурмо и Александр Кориа, Ford Puma Rally1 (YX22 FCD), ралли Сафари 2024
Фото: M-Sport

Наша система управляется штурманом – примерно таким же образом, как заслонки, которые мы использовали на преодолении брода в недавнем прошлом. В обычных же условиях используются стандартные воздухозаборники, разработанные командами таким образом, чтобы добиться от мотора максимальной эффективности.

В случае, если экипаж полагает, что существует риск для штатного воздухозаборника – будь то переправа через реку, глубокий брод или обилие песка – штурман может перенаправить воздух в двигатель через шноркель. Устройство управляется посредством небольшого сервомотора; штурман нажимает кнопку, мотор сдвигает клапан-заслонку, воздух поступает в двигатель через шноркель.

Обычно мы хотим видеть максимальную отдачу от двигателя, так что идея в том, чтобы шноркель использовался лишь в тех случаях, когда он действительно необходим. Учитывая, что речь идет только об одном ралли, объем работы по созданию такого устройства выглядит разумным. Надеемся, что нам не придется использовать их на остальных этапах».

Шноркель на Ford Puma Rally1, ралли Сафари 2024
Фото: M-Sport

Все три производителя – M-Sport, Hyundai и Toyota – потратили немало времени на разработку и совершенствование своих систем для этапа в Кении. Подопечные Ричарда Милленера выбрали традиционное устройство, установленное на правой стороне капота, поднимающееся по передней стойке к крыше.

Hyundai пока не продемонстрировала окончательный вариант своего шноркеля (видимо, он будет установлен позднее, на случай дождя), а вот в Toyota подошли к вопросу творчески, заставив весь сервис-парк обсуждать свое решение. Их устройство, поднимаясь по левой передней стойке, «заходит» на крышу, где образует дополнительный элемент, по всей видимости, призванный не ухудшить общую аэродинамическую эффективность GR Yaris Rally1.

«Мы провели большое исследование с тем, чтобы узнать, что люди делали со шноркелями в прошлом, – рассказывает технический директор команды Тим Фаулер. – Мы также изучили, как эти устройства используются в других видах автоспорта и в жизни – их же применяют для езды по бездорожью на самых разных автомобилях.

Шноркель на Toyota GR Yaris Rally1 (A-7446) Элфина Эванса и Скотта Мартина, ралли Сафари 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Принцип заключается в том, что нам нужно забирать только чистый воздух, избегая воды, а сделать это не так-то просто. Одна из трудностей, с которой мы столкнулись, – и это справедливо как для Rally1, так и для автомобилей WRC предыдущего поколения это аэродинамика, которая появилась в 2017.

Аэропакет оптимизирован таким образом, чтобы автомобиль был максимально эффективен и на асфальтовых ралли, и в Финляндии, и на других подобных этапах. По правилам омологации все аэродинамические элементы должны использоваться и здесь, в Кении.

На переднем бампере у нас расположен ряд больших плоскостей, направленных на крышу. Есть колеса, выступающие далеко за пределы оригинального кузова серийной машины и прикрытые крыльями – настолько маленькими, насколько это возможно по соображениям производительности. Всё это не способствует чистоте воздуха вокруг автомобиля, потому что все те элементы, которые обычно направляют и контролируют воздушные потоки вокруг машины, также собирают воду и выбрасывают её в воздух.

Технический директор Toyota Том Фаулер, ралли Сафари 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

То есть, эти элементы заставляют воздушные потоки и воду подниматься вверх. В итоге вы получаете массу брызг, когда автомобиль въезжает в воду – и это делает конструкцию шноркеля еще сложнее, чем 25 лет назад».

Решение сделать шноркель GR Yaris Rally1 именно таким было принято внепланово – в ходе тестов в Португалии, которые проводились под дождем.

«Мы проводили тесты перед Кенией – и в некотором смысле были разочарованы, – продолжает Фаулер. – Во время испытаний хочется проверить как можно больше разных решений и проехать как можно большую дистанцию, чтобы накопить информацию к следующему ралли.

На выбранном нами тестовом участке выпало какое-то невероятное количество осадков, а дорога была очень неровной. Все эти неровности заполнились большим количеством воды, так что мы воспользовались этой возможностью, чтобы понять, что можно сделать в плане защиты от воды – ведь в прошлом у нас были определенные проблемы в этой области.

Шноркель на Toyota GR Yaris Rally1 (A-7445) Калле Рованперы и Йонне Халттунена, ралли Сафари 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

На месте мы изготовили различные варианты шноркелей и в итоге пришли к тому, который вы видите сейчас. Многие из этих идей возникли в результате комбинирования некоторых инженерных наработок, однако наши механики, техники и все члены команды тоже могут похвастать хорошими идеями. Определенные люди поймут, о чем речь, но конкретно в это решение большой вклад привнесли механики.

Это справедливо не только для этого проекта, но и для других. Довольно часто можно проделать полезную работу очень быстро просто за счет наличия умелых людей, которые сразу же берутся за дело. Если будете думать о каком-то решении слишком долго, говорить, что нужно всё рассчитать, спроектировать и протестировать... то отстанете на два месяца. А если можно взять любую идею, быстро воплотить их в жизнь, а затем провести реинжиниринг, то можете сэкономить время».

«Думаю, основные цели одинаковы для всех команд, – добавил Джексон, рассуждая о решении Toyota. – Шноркель не должен загораживать обзор пилоту, и его дизайн не должен оказывать негативного влияния на аэродинамику автомобиля. И если есть возможность сделать конструкцию, которая позволит достичь каждую из этих целей, да еще и получить от этого какой-то выигрыш, то такую возможность нужно реализовать».

Элфин Эванс и Скотт Мартин, Toyota GR Yaris Rally1 (A-7446), ралли Сафари 2024
Фото: Toyota Gazoo Racing WRT

Непредсказуемость погоды в Кении и скорость, с которой горячий сухой гравий может превратиться в густую грязь, означают, что до старта трудно будет с уверенностью сказать, понадобятся ли шноркели или нет. Однако не исключено, что именно они могут сыграть решающую роль в исходе предстоящей гонки.

«Это как раз один из тех случаев, когда никто не заставляет нас это делать, – добавил Джексон. – Возможность прописана в регламенте, и было бы глупо её игнорировать.

Всегда должен быть запасной вариант. Может так статься, что в эти выходные шноркель нам вообще не понадобится, но мы не можем позволить себе такой риск. Достаточно одного мгновения – и это устройство окажется на вес золота».

Поддержать проект RallyZone.ru